rasnaig (rasnaig) wrote in sherlock_serial,
rasnaig
rasnaig
sherlock_serial

Ложь и правда 4 сезона.

Шерлок: .... Когда всучивают большой обман, его для привлекательности заворачивают в правду.
Sherlock: ...That’s what you do when you sell a big lie; you wrap it up in the truth to make it more palatable.

Многие задаются вопросом, что не так с 4 сезоном Шерлока. Я присоединилась к фандому сравнительно недавно и, признаюсь, что кейсы и детектив никогда не были мне особо интересны. Я всегда фокусируюсь на отношениях героев и на том, что они за люди (персонажи). Но несмотря на то, что, казалось бы, в 4 сезоне уделяется много внимания отношениям, развитию героев, психологизму, он мне категорически не понравился.
Без прибегания к мистико-философским концепциям постараюсь поделиться своими мыслями/ощущениями по поводу причин неуспеха 4 сезона.
Главный недостаток 4 сезона, на мой взгляд, в том,что он фальшив в самых главных вещах (что такое любовь, дружба, справедливость, человечность). Я не склонна рассматривать это как специальный заговор, но вибрации фальши, обмана и безумия я, тем не менее, тоже считываю.
И да, безусловно, все ниже изложенное исключительно субъективная точка зрения, не претендующая на универсальную истину.

Пересмотрев все 12 серий Шерлока я поняла, в чем секрет феноменального успеха сериала, и в чем (буду говорить за себя) секрет очарования этого сериала для меня.
1. Шерлок. Он просто невероятно красив (внешне и внутренне)...Как редкостное произведение искусство, созерцание которого исцеляет и дарит гармонию внутри, обновление и радость.
2. Джонлок. Те самые уникальные особенные отношения между главными героями, интимные отношения (и я не о сексе, не в этом дело). И ощутимое напряжение, ну та самая химия между главными героями. Между как бы обыкновенным свой-рубаха-парень Джоном и красивым-нездешним-аристократичным Шерлоком. Луной и Землей...
И еще: между ними сразу складывается тандем, интимность. Они пара. Ни в коем случае никому нельзя встревать в этот тандем.
3. Красота картинки и музыки.
Вспомнить 1 сезон, "Этюд в розовых тонах". Какая удивительно красивая картинка там была- виды города, ракурсы, герои. Все стильно, серовато отчетливо, реалистично, неярко, четко. И это завораживало. Хочется распахнуть глаза и смотреть, смотреть, смотреть....Любоваться. Возникало явное ощущение, что действие происходит буквально рядом с тобой и мной. На расстоянии руки. Веришь, что это происходит с современниками.
Отличительной чертой сериала была реалистичность. Никакой фантастичности в этом сериале быть не может.
4. То, что это умный сериал.
Хорошее качественное стильное умное красивое кино.
Прекрасные герои второстепенного плана, создающее отменную атмосферу: Майкрофт, миссис Хадсон, Лестрейд, Андерсон, Донован, Молли...Добавляет колорита своеобразные отношения у братьев Холмс :) Этакие агенты высшего уровня))
В этом сериале хотелось выискивать детали, строить теории, даже подозревать авторов в заговорах разного уровня и направленности.

И что же в 4 сезоне?
1) Шерлок, конечно, все равно котик и красив, но и его портят...Этот смуглый тональный крем на лице, например. Его дерганные иногда полубезумное поведение. Смотришь на него и вспоминаешь плавную красоту и завораживающую грацию Шерлока былых сезонов.
Здесь же Шерлок явно немного не в себе. Куда делась его аристократическая сдержанность? Сразу же идет ощущение: мы в балагане, на аттракционе.
Шерлок стал каким то психованным, нервным. Конечно, он все равно котик, но прошедшие 6 лет плохо отразились на нем. Очень плохо. И он же натурально бредит, когда говорит что Мориарти что-то задумал.

2) Джонлок. Основательно выхолощенная химия главного дуэта. На поверхности и в сценарии ее просто нет, мальчики играют просто приятелей (не скажу, что друзей), хотя, на самом деле, химия ушла в глубочайшее подполье...
Фриман и Камбербетч на поверхности играют одно...Фриман - фрустрированного неудовлетворенного всем ведущего себя как негодяй злого Джона, а Камбербетч - полубезразличного друга семьи Ватсонов, дядю Шерлока, но в глубине, в подполье все та же музыка. Ее просто невозможно убить....Но чтобы эту музыку услышать, нужно очень сильно отвлечься от творящегося на поверхности фееричного ужаса. Очень сильно отвлечься. Часто какафония поверхности заглушает все.

В 4 сезоне были допущены ЧЕТЫРЕ непростительные невозможные вещи, которые никогда бы не сделал Джон Ватсон. Эти вещи были предложены нам просто как ДАННОСТЬ, которую надо принять как, например, батут или отсутствие нормального объяснения "как Шерлок выжил, спрыгнув с крыши". Я не принимаю.
1. Джон не мог простить Мэри и продолжать с ней жить как ни в чем не бывало;
2. Джон не мог обвинить в ее смерти Шерлока (и уж тем более так ненатурально и просто смешно рычать в этот момент);
3. Джон не мог таскать за собой эту навязчивую галлюцинацию Мэри и воображать ее мудрым и любящим существом;
4. Джон не мог избить Шерлока и даже не раскаяться потом в этом.

Сценарий буквально окунает Джона в какой-то безумный морок. Его заставляют простить лживую наемную убийцу и продолжать с ней жить (хотя ему плевать на нее, он не любит ее, он злой как черт от такой жизни), далее его заставляют испустить мега вопль над убитой супругой и несправедливо обвинить Шерлока (уже смешно), видеть призрак отправившейся в ад жены, таскать ее за собой повсюду, притворяясь, что он в грусти и печали и, наконец, испинать Шерлока ногами в морге, усердно делая вид, что он его ненавидит. И да, потом даже как бы не извиниться за все это гадство. Ага.

3) Ужасно некрасивая картинка. Она нечеткая, размазанная, мутная, как будто загрязненная. Ни грамма былой красоты сериала Шерлок. Диалоги, сюжет, реплики тоже набор бессмысленностей. В них даже не хочется вслушиваться.
Что-то неуловимо изменилось. Ощущение нереальности происходящего, словно это какой то "Стар трек" или "Доктор Стрэндж". Ни в коей мере не хочу задеть чувства поклонников этих прекрасных фильмов, но там то это естественная условность жанра - фантастика. А тут то что?
В 1-2 сезонах хочется всматриваться в картинку, она исцеляет, тут же ....пересматривать и любоваться не хочет никем и ничем.
Вот идут титры. Мелькает лицо злого безумного Джона. Да, в этом сезоне все безумны.
И явное ощущение: нам подсовывают обманку, пустышку, завернутую в знакомую вроде бы обертку.
"Шесть Тэтчер" еще и кажутся какой-то дешевой постановкой.
Не было такого в 1-2 сезонах,даже в 3 не было...там практически все смотрелось КРАСИВО.
Диалоги и монологи настолько бессмысленны, что их можно просто не слушать.
И то, как Шерлок дедуцирует Норнбери, ну, такая же глупость. У меня отчетливое ощущение, что авторы реально исписались, утратили способность делать умный сериал. И у нас теперь....сериал НЕумный.

4) НЕумный сериал.
В 4 сезоне все реально ухудшилось: стало тупо, плоско, неумно, неестественно.
Зачем искать детали и строить теории, если герои выпрыгивают как два комиксоидных героя со второго этажа и не получают не царапины. Раз тут такое может быть, так тогда может быть все. Отключаем логику, берем покорн и просто получаем fun. Или нет.

В 4 сезоне из четырех компонентов успеха сериала Шерлок действует только один, да и то в полсилы. Я говорю про Шерлока. Все равно его красота (внешняя и внутренняя) просвечивает. И покоряет. И в некоторых моментах я даже ему не верю. Например, в сцене в океанариуме, где он изображает, что в шоке от смерти Мэри. Эта женщина выпустила пулю в него, такое не забывается на телесном уровне, и Шерлок на каком-то глубоком уровне не мог простить таких вещей. И это чувствуется в игре Камбербетча.
И даже он бессилен исправить другие компоненты.

Игре Фримана я часто просто не верю. У меня вообще создалось ощущение,что Фриман ужасно зол из-за того,что сделали с его персонажем. Мартину очень не нравится это играть. Он сопротивляется как может. Его Джон тоже злится. Джона как будто посадили в тюрьму и ему приходится там сидеть. Он злится как черт. И может быть через эту злость поддерживается его связь с Шерлоком. Хотя бы так.
И как же этот Джон несчастен от оков семейной жизни.
В автобусе во время флирта с Фейт у Джона ужасно грустные глаза. Я даже заподозрила, что то как ужасно выглядит Джон в 4 сезоне, то какой он мрачно-злой это такая форма протеста Фримана против ужасного сценария, что написали моффтисы. Потому что Джона буквально окунают в безумие: быть с этим лживым наемным киллером, что пытается теперь быть мудрой и доброй идеальной женой, флиртовать с дамой из автобуса, бить Шерлока ногами. И ему приходится это делать. Но он не рад, он злится как черт. Обожание Шерлока ушло очень очень очень глубоко внутрь, в подполье....И какой же несчастный Джон, даже когда возится с ребенком. Его запихнули в тюрьму семейной жизни. И ему там очень плохо. Что же за вибрации несет этот ужасный 4 сезон?

И какая же это глупость поместить Ватсонов на Бейкир Стрит. Они как пара не уместны там. Так и хочется сказать: поженились, ждете своего ребенка, ну, и отправляйтесь в свой дом. Что вы паразитируете на гениальном детективе? Или вам так тошно друг с другом, что нужен третий?
И сам конфликт, которому уделяется внимание, по сути, весь 3 сезон и 2 серии 4-го, отдает полнейшей нереалистичностью и неправдоподобностью. Джон Ватсон выбрал себе в качестве подругу жизни - наемную киллершу, чуть не убившую его лучшего друга, а потом прыгнувшую под пулю. А Шерлок как третий лишний пытается всех спасти.
У меня ощущение, что именно Мэри довела Джона до того,что у него крыша едет.
В целом, что можно сказать о Мэри Морстен-Ватсон - плохая была женщина и плохой человек. Убийцы должны сидеть в тюрьме, а не жить нормальной жизнью.
Она ужасно раздражает на этих посмертных ДВД. Потому что она не имела права на нормальную жизнь и она не имеет право поучать Шерлока. Она не имела права вмешивать Шерлока в свои дела.
Спаси Джона Ватсона - просто бесконечно нелепый сценарный ход. Да, Шерлок замучался уже его спасать, и ее в придачу.
Сели всем семейством на шею и ножки свесили.

В целом, 3 сезон был посвящен Джону и тому, как он втянул в орбиту вокруг Шерлока нового персонажа - Мэри Ватсон. Все три серии 3 сезона Шерлок решает проблемы Джона и Мэри. И может быть это сработало бы, если бы по каким то причинам моффтисы не решили оправдать Мэри и ее ложь.
Наемная убийца оправдана и живет нормальной жизнью, но боится что призраки ее прошлого нагонят ее и укоротят ей жизнь, и поэтому жертвует собой,спасая главного героя. А он оказывается виноват в этом и должен чуть ли не убить себя по указке наемной убийцы, чтобы исправить то, в чем он не виноват вообще то.

Это огромная огромная ЛОЖЬ,завернутая в ПРАВДУ.
Ложь: наемная убийца оправдана и указывает главному герою путь.
Правда: ради Джона Ватсона Шерлок в лепешку расшибется, потому что любит его и виноват перед ним за Рейхенбах.

Т.е. многие зрители верят показываемому,потому что там есть правда, но, в целом, все это ужасная ложь.
И это внутреннее противоречие просто разрывает.

Второй подобный твист (включающий уже и события "Последней проблемы")
Все развитие Шерлока, весь его путь, то что он стал детективом, стал дружить с Джоном, воевать с Мориарти, прыгнул с крыши и т.д. упирается в сестру, которую он забыл и которая когда-то травмировала его и, по прежнему, управляет всей его жизнью. И что эту сестру надо просто простить и обнять.
И это ложь.
Ложь: Эвр была просто одинока и ее нужно принять и простить и тогда все пройдет.
Правда: У Шерлока явно было в прошлом что-то, обсуловившее его жизненную философию "Любовь это дефект,заставляющий тебя проиграть", "Одиночество бережет меня" и эти концепции мешают ему любить и быть любимым. И Шерлок, несмотря на свои социопатические маски, на самом деле, добрый, милый, теплый, заботливый, любящий и неравнодушный.


Они отдают отношениям Джона с женой целых две серии 4 сезона, но пытаются продать ЛОЖЬ.
Ложь о том, что отношения Джона и Мэри это любовь. Ложь дичайшая.

Совершив благородный акт прощения лживой жены (в 3 серии 3 сезона), Джон выглядит несчастным. Но самое ужасное и просто невероятное (если вдуматься) там происходит дальше:
Мэри и Джон негласно подписывают акт о том, что они оба ВРУТ, оба знают об этом и принимают игру.
Мэри говорит: "Если ты прочитаешь,что на флешке, узнаешь кем я была, ты разлюбишь меня". Т.е. она не хочет, чтобы он узнал правду (хотя а вдруг не разлюбил бы?), она хочет,чтобы он не знал и продолжал оставаться не с ней, а с ее маской. Жизнь во лжи.
Нет, ну реально...эти люди в своем уме?
И это они называют любовью?
Джон отказывается читать флешку, отказывается узнавать о том, кто эта женщина.
И это говорит кое что о настоящем отношении Джона к Мэри, которое было с самого начала: Джону наплевать, ему неинтересна настоящая Мэри. Он принимает ее обратно как фальшивую маску, фасад, ложь, как личину Мэри Ватсон.
Однако маска милой Мэри Ватсон не может удержаться долго и иногда соскальзывает. Когда Мэри обнимает Шерлока на взлетной полосе, у нее на лице торжествующая улыбка. В этот момент проглядывает она настоящая.
Шерлок улетает на смертельно опасную миссию, а она торжествует. Джон остается с ней.
В 4 сезоне Мэри более старательно носит свою маску, но их отношения с Джоном мертвые, в сути своей. Нежизненные.
Они бесконечно далеки друг от друга. Достаточно просто посмотреть на Джона Ватсона на этом этапе его жизни. Более злого и фрустрированного человека еще поискать.
И ему опять-таки все равно на Мэри. Он не желает знать ее настоящую. Только Шерлок как то еще спасает/продлевает брак Ватсонов, вносит энергию и оживление.

Но все это заметается под ковер.

Зрителям скармливают байку о том, что "от судьбы не уйдешь", "только не в мою смену", "спаси Джона Ватсона", "Мэри думала, что я лучше и ради нее мне хочется бытьлучше", "Мэри спасла мою жизнь и я не знаю,что делать теперь с этой валютой".

Отлично, убийца и лгунья выступает камертоном для двух главных героев.

И эту ложь, заворачивают в правду: Шерлок Землю и Небо перевернет ради Джона Ватсона, а Джон злится на Шерлока за обман Рейхенбаха.

В 4 сезоне очень много ЛЖИ в важных вещах и все это прикрыто глубокомысленными идеями о Смерти, что ждет в Самаре, о "от судьбы не уйдешь","не важно кто вы, важна легенда", "ты просто выбрала не тот путь тогда" и прочими клоунами и рэбердами.
Когда это противоречивое мессиво проглатывается (описываю сейчас свой процесс) внутри начинается что-то невообразимое. Система пытается отторгнуть то, что распознается как "фальшь", "болезнь", "вред", но ведь есть и правда, есть то, что распознается как "истина", нечто глубокое и цепляющее. Остается только по давней русской традиции задаваться вопросами:
Что делать? И кто виноват?
Tags: Шерлок: 4 сезон, Шерлок: мнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 300 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →