rasnaig (rasnaig) wrote in sherlock_serial,
rasnaig
rasnaig
sherlock_serial

Ложь о любви.

Предварительные замечания
В одной из дискуссий я встретила мнение о том, что Джон любил Мэри. «А когда Джону встретилась другая женщина, он… тоже ее полюбил.» ©
Я и раньше встречала такие прочтения этого момента.
Не намереваясь оспаривать их, мне стало очень интересно, что в сериале Шерлок позволяет дать такое прочтение.
Хочу сразу сказать, что несмотря на свою категоричность, я признаю, что имеют право быть ЛЮБЫЕ прочтения сериала/книги/фика/фильма/героя…чего угодно.
Также как авторы фанфика (моффтисы авторы Шерлока ВВС) имеют право развивать героев и сюжет как им хочется, но я как зритель/читатель оставляю за собой право читать это как мне читается и более того: выносить суждение насчет того умный ли это, убедительный, логичный, годный или нет фанфик.
И, конечно, у каждого зрителя СВОЕ прочтение.
Даже если я категорически не согласна с чьим-то прочтением, это еще не значит что я права, а другой — нет. Потому что у каждого своя правда и она обусловлена тем, что мы все разные.
Даже если, скажем, я смотрю на экран и вижу, что Шерлок мужчина, а кто-то смотрит и читает это так, что он женщина…это не значит, что я права, а другой не прав.
У человека всегда есть свои основания и причины видеть ТАК, как он видит. И этим все сказано.

Буду рада, если у кого-то возникнет желание поделиться мнением/ощущением/прочтением…по вопросу любил ли Джон Мэри когда-либо? Почему женился на ней?

Здесь я пробую поделиться СВОИМ прочтением.

Невозможное
Мое сознание в 3-4 сезоне спотыкается о невозможные для меня вещи: не верю, что Джон Ватсон любил Мэри и что он простил/принял ее (убийцу и лгунью) обратно.

Я понимаю, что сценаристы, как авторы своего фанфика, утверждают именно это. Джон Ватсон искренне прощает убийцу, преступницу и лгунью (стрелявшую и чуть не убившую Шерлока) и продолжает с ней жить дальше и даже ориентироваться на нее как на человека, чье мнение о нем для него имеет вес.
Но то как они это делают не позволяет мне им поверить. Может быть проблема еще и в игре Мартина Фримана, а также Аманды Аббингтон?

Единственно, как я могу принять предлагаемый сюжет, это прочитать его так: Джон болен, он сошел с ума. Джон переступил через себя, продолжив жить с Мэри и начав считать ее моральным камертоном, чье суждение о нем имеет для него какой-то вес, и это свело его с ума.
Для меня (если принимать 4 сезон как он есть) Джон (с конца 3 сезона) — больной неадекватный человек, который сломался в какой-то момент и потерял контакт с реальностью.

Вторая вещь. Я не верю, что Джон вообще когда-либо любил Мэри. Я просто не вижу этому доказательств в ткани фильма. Я признаю право сценаристов, как авторов своего фанфика, пытаться написать свой сюжет так, но я как зритель/читатель не верю им. Считаю, что они написали плохо, недостоверно, противоречиво.
Я не убеждена.
Мне было бы даже интересно почитать/посмотреть фанфик, в котором Джон разрывается между старой и новой любовью. Любовью к Шерлоку и любовью к Мэри. Но я не вижу этого ни в 3-м, ни в 4-м сезоне.
Мое прочтение: Джон никогда не любил Мэри, и всегда любил Шерлока. Но так как последний для него недоступен, он соглашается на компромисс с собой, женится на Мэри, продолжая при этом любить Шерлока, а Мэри просто использовать как более менее подходящего кандидата на роль жены.

Розамунда Мэри

Мэри Морстен — персонаж из вселенной книг сэра Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмс. Она впервые появляется в повести «Знак четырех» как клиентка Холмса, становится женой Джона Ватсона, а через несколько лет исчезает из его жизни. Вероятно, умирает, хотя, если строго подходить к тому, что сказано об этом в оригинальном тексте, указания на смерть там не значится. Но так или иначе она уходит из жизни Ватсона и это происходит незадолго до того, как в его жизнь возвращается Шерлок Холмс. (Рассказ «Пустой дом»)

В ВВС Шерлок образ Мэри Морстен был существенно переработан.
Как таковая Мэри Морстен это мертворожденная девочка, чье имя присвоила та, на ком Джон женился.
Шерлок: «Мэри Морстен действительно родилась в октябре 1972-го. Ее могила находится на кладбище в Чизвике, где пять лет назад ты и похитила ее имя, дату рождения, а значит, и ее личность. Потому у тебя и нет друзей из более ранних времен».
В 4 сезоне нам сообщают, что настоящее имя ее было Розамунда Мэри (ее фамилии мы так и не узнали).
ДЖОН: Алекс, Габриэль, Ай Джи… Ты была Р.
ДЖОН: Розамунда.
МЭРИ: Розамунда Мэри.

Розамунда Мэри… была наемной убийцей и агентом, работавшим в составе группы АГРА. Среди нанимателей АГРЫ был и Майкрофт Холмс.
После того, как АГРА попала в ловушку, Розамунде Мэри удалось сбежать и начать новую жизнь в Англии в обличье скромной медсестры по имени Мэри Морстен.

МЭРИ: Нас было четверо. Агентов.
ШЕРЛОК: Не просто агентов.
МЭРИ: Да, ну это вежливое название. Алекс, Гэбриэл, я и Ай Джи.
(Она указывает на флешку)
МЭРИ: Между нами было ПОЛНОЕ доверие. Флешки это гарантировали. У нас у каждого была такая и на ней содержалась полная информация о наших союзниках, нашем прошлом, обо всем. Мы не могли предать друг друга, потому что у каждого из нас было все, чтобы разрушить друг друга.
ШЕРЛОК: Кто нанимал вас?
МЭРИ: Любой кто мог заплатить. То есть мы много лет были очень успешны, а затем все закончилось.

Итак, Розамунда Мэри убивала за деньги любого. С ее коллегами, которых она называет семьей, ее связывали странные отношения. У каждого на шее висела флешка, содержащая компромат друг на друга и поэтому они, по выражению Мэри, «абсолютно доверяли» друг другу. Интересная концепция доверия. Я знаю, что ты можешь меня уничтожить, поэтому я доверяю тебе. По-моему, это как раз НЕдоверие.
Также мы видим, что Розамунда Мэри и не собиралась порывать своим кровавым прошлым. Просто ее группа попала в ловушку.
В Англии она познакомилась с Джоном Ватсоном и стала его коллегой (?), герлфренд, а потом невестой, женой и матерью его ребенка. Вскоре после рождения дочери она погибает от пули, которая предназначалась не ей, а Шерлоку. И эту пулю выпустила та дама, что когда-то приговорила всю группу АГРА к уничтожению.

Первый кадр с Мэри показывает нам Джона и Мэри на кладбище у могилы Шерлока Холмса. Очевидно, Мэри на тот момент уже герлфренд Джона, которая поддерживает его в трудное для него время. Затем начинаются стремительные события 3 сезона, в котором Мэри невеста Джона. И ей, в отличии от предыдущих девушек доктора, нравится эксцентричный Шерлок. По крайней мере, так она сама говорит. Она легко и дружелюбно относится к непростым отношениям своего жениха и Шерлока Холмса. Еще до свадьбы она и Джон занимают некоторую покровительственную позицию по отношению к детективу, имеющему сложности в социальном общении. Она видит его как ребенка, с которым нужно нянчиться. После свадьбы Мэри (уже беременную) начинает раздражать зацикленность мужа на Шерлоке Холмсе, а затем она стреляет в Холмса. Ранение очень опасно и Шерлок лишь чудом не умирает. Шерлок и Джон узнают, что Мэри с самого начала лгала всем о том, кто она на самом деле. Шерлок мирит супругов и решает проблемы Мэри с шантажистом Магнуссеном.
Мэри и Джон активно помогают Холмсу в расследованиях. Вскоре после рождения дочери Ватсонов, Шерлок раскрывает человека, который когда-то предал группу АГРА. Во время очной ставки с Вивьен Норнбери Мэри, пытаясь оттолкнуть Шерлока с траектории пули, получает несовместимое с жизнь ранение и умирает. До своей смерти Мэри сделала запись с напутствием Шерлоку и Джону. Ватсон какое-то время после ее смерти видит Мэри как свою галлюцинацию, общается с ней, пока наконец, признавшись ей, что хотел ей изменить и все еще хочет, не перестает ее видеть.

И это любовь?

Для меня совершенно очевидно, что Джон никогда не любил Мэри. Он женился на ней, потому что верил, что она не даст ему окончательно сойти с ума (после потери Шерлока). И (когда Шерлок вернулся) — потому что отчаялся дождаться взаимности от «своего монстра» и хотел показать/доказать себе и всем, что он может жить и без Шерлока.

Изначально очень плохое основание для развития крепких отношений с другим человеком. Насквозь лживое. Как и все отношения Мэри и Джона от начала и до конца.

Джон с самого начала закрывает глаза на многое и продолжает закрывать до самого конца.
— В ресторане когда Мэри нагло/самоуверенно говорит ему: «я самое лучшее, что могло с тобой случиться», Джону это не нравится, но он закрывает на это глаза, потому что ему почти все равно…ему не важна Мэри, ему важен выдуманный им способ решения СВОИХ проблем…потому он не замечает так многого относительно своей партнерши
— Она лгала ему про усы, Джону пофик, он закрывает на это глаза
— Мэри читает его блог и дразнит насчет «Я бреюсь не для Шерлока Холмса», Джону неприятно, он просит прекратить, но Мэри продолжает дразнить/шутить, но он закрывает на это глаза, потому что в целом ему пофик на Мэри
— Мэри резко говорит Шерлоку: «Не ври мне Шерлок. Я не Джон, я знаю, когда ты выдумываешь» и это в присутствии Джона, очень неуважительная, по меньшей мере, реплика, но Джону пофик, он закрывает на это глаза
— Джон слышит, что половина приглашенных на свадьбу гостей ненавидят Мэри, но ему пофик
— На свадьбу приходит Дэвид, бывший любовник Мэри, Джону абсолютно пофик
— После свадьбы он ездит на работу на велосипеде, избегая общества Мэри, но они не разговаривают об этом, Джону пофик, что там чувствует по этому поводу Мэри
— Мэри навязывается, чтобы поехать с ним за Айзеком, Джон кричит на нее сначала, потом продавливается, но, в целом, ему пофик, он не хочет искренне поговорить с ней об этом, ему не интересна Мэри
Возможно Джон не против некоторой грубоватости и такой вот самонадеянности Мэри, может быть это держит его в тонусе и было ему полезно в те месяцы, когда он был в глубочайшем трауре по Шерлоку и присутствие Мэри каким-то образом (нам не показали каким, остается только верить Джону на слово) помогало ему держаться
Но в любом случае отношению Джона к Мэри недостает искренности и настоящего интереса. Джон просто не вовлекается, на самом деле, в эти отношения.
Чтобы понять это не нужно даже анализа или умствований.
Достаточно посмотреть на Джона в присутствии Мэри или когда идет отсылка на нее.
У Джона нет подъема энергии на Мэри (ср. с тем, что с ним происходит, когда рядом Шерлок или когда он просто вспоминает Шерлока). Джон угрюм, замкнут, фрустрирован, напряжен, когда говорит о своей помолвке с ней, когда делает ей предложение, когда лежит рядом с ней в постели, когда разговаривает с ней. Он мертвый, потухший, напряженный, безразлично-равнодушный почти всегда, когда дело касается Мэри.

Это ЛЮБОВЬ? Для меня нет.

Единственные моменты какой-то искренности и привязанности по отношению к Мэри, которые я увидела:
1) Кадр, где Мэри появляется на кладбище и берет Джона за руку и он принимает рукопожатие: она действительно его каким-то образом поддерживает.
2) Слова Джона о том, что Мэри (как и Шерлок) перевернула его жизнь, изменила ее. Нам не показали как, но видимо это правда и видимо Джону было так хреново в те годы без Шерлока, что присутствие Мэри помогло ему не загнуться окончательно. Хотя я вижу кинематографически и нарративно разницу.
В «Этюде» Джон мрачен и угрюм, вероятно рассматривает возможность суицида — встречает Шерлока- и буквально оживает, у него случается подъем энергии, он начинает активно действовать, он смеется и улыбается.
В «Пустом катафалке» Джон несмотря на то, что встретил Мэри, по прежнему, угрюм, расстроен, печален, но он, по крайней мере, намерен как-то двигаться дальше. Может быть, до встречи с Мэри все было совсем плохо, вплоть до суицида.
И тем не менее разница между «Шерлок перевернул мою жизнь» и «Мэри перевернула мою жизнь» весьма ощутима.
3) Джон говорит, что день свадьбы для него самый важный день и что он хочет, чтобы рядом с ним в этот день были два человека, которых он любит больше всего на свете.
В то, что он любит Шерлока больше всего на свете, я верю (это показано и доказано кинематографически и нарративно 1-2 и 3 сезонами), но Мэри? Где эта любовь? В чем она проявляется?
Может быть это всего лишь благодарность к той роли, что она сыграла и ее функции в жизни Джона? Но так тогда получается, что это привязанность не к тому, кем она является на самом деле, а к ее функции.

После выстрела и разоблачения Джон куда как далек от прощения Мэри. Его отклик: гнев и злость на нее. Если бы Шерлок не вмешивался в тот момент все время в их разговор, не прикрывал бы Мэри, еще неизвестно, чем бы это все закончилось. Джон достаточно откровенно восклицает в тот момент: «Что я сделал в своей жизни такое, чтобы заслужить тебя?» После того, как он продавливается на уговоры Шерлока и принимает игру: Мэри не злодей, она клиентка, человек, нуждающийся в помощи, он зло бросает ей: «Садись на стул, вот твое место, а мы будем решать, хотим мы тебя или нет»
Когда Шерлок пытается убедить его, что Мэри спасла его и ей можно доверять, реакция Джона вот такая:
savepic.ru/12763763.png
Боль. Неверие. Отчаяние. Обида. Понимание, что Шерлок врет ему.
Снова.
Совершив благородный акт прощения лживой жены, Джон выглядит несчастным. Но самое поразительное, что он отказывается узнать прошлое своей супруги. Он не желает знать ее настоящую. И Мэри тоже не хочет. «Если ты прочитаешь, что на флешке, узнаешь кем я была, ты разлюбишь меня».
Интересная концепция любви.
Вот оно во всей красе истинное отношение Джона к Мэри, которое было с самого начала: Джону пофик, ему не интересна настоящая Мэри. Он сохраняет фальшивый фасад их отношений. И его разрушает это. В 4 сезоне Джон настолько зол и фрустрирован, что это неприятно шокирует.
Джон и Мэри как узники своей лжи.
Только Шерлок как-то еще спасает/продлевает брак Ватсонов, вносит энергию и оживление.

Мое прочтение отношения Ватсона к Мэри: благодарность (за ее поддержку в трудное для него время), полубезразличие и использование ее как женщины, на которой можно жениться, чтобы двигаться дальше, нежелание знать ее настоящую (когда он отказался узнать о ее прошлом и уничтожает флешку, не прочитав), недоверие (его идея была прикрепить жучок во флешку), желание изменить ей, чувство вины (когда она умирает и при этом говорит ему, какой он достойный, а Джон знает, что он не такой, ведь хотел изменить ей). Ну, а потом в его голове все окончательно смешалось.

Если бы Джон любил Мэри он бы:
— глаз бы с нее не спускал, оказывал ей больше внимания
— охотнее и не сомневаясь делал бы предложение
— восхищался бы и следил за ней глазами
— проявлял бы нежность
— узнав о ее прошлом, предложил бы прочитать флешку вместе и потом вместе преодолеть ее прошлое
— обязательно прочитал бы флешку, чтобы знать как лучше защитить Мэри
— проявлял бы нежность, симпатию, любовь, страсть…ну хоть что-то, а не просто находился бы рядом как послушный смирившийся вечно угрюмый женатик и будущий отец
— никогда бы даже не задумался, а не изменить ли ей со случайной попутчицей

Где это все?

Все время, что я смотрела на отношение Ватсонов в 1 серии 4 сезона у меня было ощущение, что Джон в тюрьме. Он заложник своей ошибки, заложник этой лживой жены, которая сейчас играет очередную роль (я добрая, мудрая, помогающая и высоко ценящая тебя, Джон, и тебя, Шерлок).
В сцене родов на лице Джона почти никаких эмоций, кроме мысли: "О, боже как я докатился до жизни такой? Как я сюда попал?" Шерлок и то больше эмоций к ребенку и Мэри проявляет.
Даже когда Джон нянчит дочь, его лицо не озаряется радостью, энергия потухшая, он заложник этих семейных оков.
Джон отвечает на заигрывания автобусной дамы. Хотя его энергия все равно замершая, потухшая, даже, когда он улыбается своей знакомой, глаза холодные. Но он продолжает флирт и общается с дамой почти всякий раз, как Мэри выходит из комнаты.
Он не доверяет Мэри, и это была именно его идея засунуть жучок в ее флешку.
Мэри, даже умирая, умудряется пройтись по чувству вины Джона, говорит ему сладкие слова про то, какой он хороший и как она была счастлива с ним. И то, и другое вообще-то ложь.
То, что дальше происходит с Ватсоном я могу объяснить себе (прочитать) только как безумие Джона. Как можно доверять словам лгуньи и убийцы?

Джон сошел с ума

В общем, если принимать 4 сезон без купюр и исправлений, единственное возможное для меня прочтение Джона.
Джон никогда не любил Мэри, всегда любил Шерлока, к Мэри относился как удобной функции, ему она никогда не была интересна как личность, она настоящая (как впрочем ему не были интересы как личность Сара или Джанетт). Когда он простил/принял ее обратно он окончательно сломался. Запустился процесс все более прогрессирующего безумия. В конце 3 сезона и в 4 сезоне можно увидеть все признаки этого:
— постоянная мрачность, угрюмость (практически без малейших проблесков)
— неудовлетворенность
— агрессивность
— несправедливость
— жестокость
— то, что Джон видит мертвую жену и разговаривает с ней
— то, что Джон заметает под ковер факты:
Мэри обманула его с самого начала, да Шерлок тоже 2 года лгал, что не умер, но почему Мэри он возвел на пьедестал, а Шерлока до сих пор не может простить;
Мэри чуть не убила Шерлока,
она наемная убийца (за деньги берущая любую работу), у которой на совести может быть огромное количество невинных жертв,
как она может быть тем, чье мнение о Джоне имеет хоть какое-то значение?
— очень важный факт неадекватности Джона: он, кажется, думает, что Мэри любила его, совершенно игнорируя тот факт, что эта женщина выстрелила и чуть не убила его лучшего друга, поставив таким образом свои интересы выше неизбежной боли и чувств Джона…

Чуть выше я приводила пример того, Мэри понимает, что такое доверие.

‚Между нами было ПОЛНОЕ доверие. Флешки это гарантировали. У нас у каждого была такая и на ней содержалась полная информация о наших союзниках, нашем прошлом, обо всем. Мы не могли предать друг друга, потому что у каждого из нас было все, чтобы разрушить друг друга‘.

Если она считает это доверием, то может быть и под любовью она понимает нечто как раз противоположное?

Я, как зритель, смотрю на Мэри и ее отношение к Джону. Она выстрелила в человека, которого тот любит больше всего на свете, не считаясь с болью Джона. Для меня это ЯСНОЕ указание: Мэри Джона не любит.
Я как зритель смотрю на Джона и ее отношение к Мэри. Он отказывается узнать о прошлом женщины, которую принимает обратно. Для меня это ЯСНОЕ указание: Джон Мэри (настоящую Мэри) не любит. Ему все равно на то, какая она настоящая. И я также вижу невербальные признаки, которые демонстрирует Джон всегда, когда он рядом с Мэри: низкий уровень энергии, зажатость, угрюмость, расстроенность. Для меня это не менее ЯСНОЕ указание: Джон Мэри не любит и даже не хочет. Он равнодушен.

И при этом у меня создается ощущение, что сценаристы в 4 сезоне пытаются продать идею о том, что Мэри из любви к Джону решила начать новую, чистую, жизнь, полную любви, семейного тепла и доброты. А Джон из любви простил ее и хотел прожить с ней вместе до седых волос.
Извините, но я НЕ ВЕРЮ. Не покупаю эту ЛОЖЬ.

Иницированный бред.

Более того, кажется, моффтисы пытаются продать странную идею о том, что неважно, кто ты есть (шантажистка-доминантка или лживый наемный киллер), но главное любовь.
Об этом говорят странные реплики в конце ‚Лгущего детектива‘.

При этом саму ЛЮБОВЬ они так и не смогли ни показать, ни сыграть.

Я лично не вижу в отношениях Мэри и Джона ни малейшего признака любви ни с одной стороны и безусловно в отношениях Шерлока и Ирэн тоже этого не наблюдаю.

Но сам диалог это нечто!

ДЖОН: И в чем смысл этого? Как это у вас происходит.
ШЕРЛОК: В чем смысл чего?
ДЖОН: Тебя и Той Женщины
ДЖОН: Вы встречаетесь в ресторане? И у вас происходят ночи любви в High Wycombe?
ШЕРЛОК: О боже мой. Я даже не пишу ей в ответ.
ДЖОН: Почему?
ДЖОН: Ты чертов идиот!
ДЖОН: Она где-то там...... ты ей нравишься и она жива.
ДЖОН: … ты вообще понимаешь, как тебе повезло?
(За Шерлоком воображаемая Мэри улыбается Джону)
ДЖОН: Да она безумная, она преступница, она невероятно опасна — но ты же влюбляешься в социопата…
(Мэри смотрит на Джона)
МЭРИ: О-о, кто бы говорил…ты сам женился на наемном киллере!
ДЖОН: … зато она…ну ты понял…
ШЕРЛОК: Что?
ДЖОН: Просто напиши ей.
ШЕРЛОК: Зачем?
ДЖОН: Потому что страстные ночи в это лучше того, чем ты способен понять.
ШЕРЛОК: Однажды я поймал тройного отравителя в High Wycombe
ДЖОН (тише): И это только начало, приятель.
ШЕРЛОК (вздыхая): Как я тебе уже много раз объяснял, романтическая связь, столько приятная для других людей…для меня…
ДЖОН: … стала бы тем, что дополнило бы тебя как человека.
ШЕРЛОК: Все это ничего не значит для меня.
ДЖОН: Просто напиши ей. Позвони. Сделай что-то, пока есть шанс. Потому что этот шанс не будет длиться вечно. Поверь мне, Шерлок: он исчезнет раньше, чем ты поймешь это. Раньше, чем ты даже заметишь.
(Джон кивает в сторону своей галлюцинации — Мэри)
ДЖОН: Она ошибалась насчет меня.
ШЕРЛОК: Мэри? Почему?
ДЖОН: Она думала, что если ты окажешься в опасности, то я…спасу тебя или что-то в этом роде. Но я не стал это делать — пока она не сказала мне сделать это. И вот в чем весь смысл. Вот как это происходит. Вот что ты упускаешь. Она научила меня быть тем мужчиной, которым она думала я уже был. Вот что может дать тебе Ирэн.

Что они тут пытаются продать?
О, какое счастье, что вы кому-то понравились (Шерлок Ирэн, Джон Мэри)…неважно что этот кто-то шантажистка-проститутка, которую вы как бы и не любите вовсе (Ирэн) или лживая наемная убийца, перестрелявшая вероятно уйму людей за деньги, чуть не убившая вашего лучшего друга (Мэри) и которую вы тоже не любите… Или как там Джон говорит: неважно, что эти люди безумные опасные преступницы и наемные убийцы…главное что они могут научить вас как быть теми людьми, которыми вы не являетесь, но хотите быть. Быть лучше (ну как бы)…

По-моему Джон бредит тут? Или это бредит Моффат? У Вас не возникает такого ощущения?

— избиение лежачего (!) и не сопротивляющегося (!) друга (!)
— отсутствие раскаяния и извинений перед Шерлоком за это
— каша в голове

Да, такая трактовка делает часто идеализируемого Джона еще более не идеальным.
Но для меня она единственно возможная.
Лично я считаю, что весь 4 сезон пошел под откос тогда, когда авторы заставили Джона Ватсона принять и простить Мэри. Огромная ошибка.

Но есть то, что есть. Да.

P.S. Может моффтисы раскаются?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments