shamrockrovers (shamrockrovers) wrote in sherlock_serial,
shamrockrovers
shamrockrovers
sherlock_serial

Причудливо тасуется колода

Об истоках некоторых деталей и художественных приемов сериала "Шерлок" BBC.

Автор статьи moire_rebma. Материал любезно предоставлен автором и опубликован с согласия модератора СОО, где лежит оригинал.

Примечание: в качестве иллюстраций использованы кадры из фильмов: Приключения Шерлока Холмса / The Adventures of Sherlock Holmes, 1939. Шерлок Холмс и секретное оружие / Sherlock Holmes and the Secret Weapon,1943. Шерлок Холмс: Женщина в зеленом / Sherlock Holmes: The Woman in Green, 1945.

Создатели сериала «Шерлок» Марк Гэтисс и Стивен Моффат признавались, что из прежних экранизаций историй о Шерлоке Холмсе им наиболее близки фильмы с участием Бэзила Рэтбоуна в роли Шерлока Холмса.

Одна из важных особенностей этих фильмов в том, что в них Шерлок Холмс является современником тех, кто жил в 40-е годы. Строго говоря, первые два фильма, снятые в 1939-м году, отражают викторианскую эпоху. Но с третьего фильма «Шерлок Холмс и голос ужаса», который был снят в 1942-м году, Холмс — типичный лондонец 40-х годов 20 века: борется с нацизмом, переживает авианалеты Германии и применяет свой талант для разоблачения внутренних врагов. С современной точки зрения создатели этого фильма переборщили с патриотическим пафосом, но в то время это было оправдано — одной из целей фильма было стремление поднять дух британцев, ведь теперь вместе с ними с фашизмом боролся их национальный герой. Это не единственный случай перенесения героя из прошлого в настоящее. Например, образ бравого солдата Швейка, созданного воображением чешского писателя Ярослава Гашека после первой мировой войны, широко эксплуатировался во время второй мировой.

Перенесение Холмса из конца 19 века в середину 20-го вместе с его окружением не объясняется никак. Жил тогда, теперь живет сейчас. И ничуть не постарел. Как не постарели ни доктор Уотсон, ни миссис Хадсон. А что же его главный противник — профессор Мориарти? А вот с ним происходят удивительные метаморфозы. Он, впрочем, тоже не стареет, меняется лишь его облик. Из 14 фильмов профессор появляется в трех. Один из этих фильмов относится к викторианской эпохе, в остальных профессор, как и Холмс — образца 40-х годов. Но удивительно не это: профессора играли три разных актера. Хотя это был тот же самый герой. И с актером, сыгравшим самого первого Мориарти — Джорджем Зукко, ничего не произошло, он продолжал сниматься в фильмах вместе с Бэзилом Рэтбоуном, играя другие роли, в том числе и роли злодеев. Есть еще одна вещь, вызывающая удивление. В конце каждого из этих фильмов профессор гибнет, и его смерть не вызывает сомнений. И когда он возвращается, его чудесное спасение не объясняется ничем, кроме общей идеи: профессор гений, и его гениальность помогла ему как-то выжить. Авторы фильмов не оригинальны в выборе смерти для Мориарти: во всех трех случаях тот погибает, падая с большой высоты. По сути, это три варианта «рейхенбахского падения».



Джордж Зукко в фильме «Приключения Шерлока Холмса» / The Adventures of Sherlock Holmes, 1939.



Лайонел Атвил в фильме «Шерлок Холмс и секретное оружие» / Sherlock Holmes and the Secret Weapon,1943.



Генри Дэниэл в фильме Шерлок Холмс: Женщина в зеленом / Sherlock Holmes: The Woman in Green, 1945.


Фильмы с участием Бэзила Рэтбоуна и Найджела Брюса настолько вдохновили Стивена Моффата и Марка Гэтисса, что те не ограничились общей идеей (сделать Холмса нашим современником), а воспроизвели довольно много деталей, использованных в фильмах 40-х годов. По сути, Холмс был перенесен дважды: сначала из конца 19-го века в середину 20-го, а затем уже из середины 20-го в начало 21-го. Кое-что, конечно, бралось непосредственно у сэра Артура, но очень многое все же напрямую заимствовано из фильмов 40-х. Детали не воспроизводятся в точности: они видоизменяются, осовремениваются, события происходят в другом порядке, вплоть до того, что порой причина конкретного события меняется со следствием, но они узнаваемы. Карточный пасьянс разложен по-новому, но использованы в нем те же самые карты, пусть они и раскрашены цветными карандашами, пусть даже королю пририсованы кудри, а валету — усы, пусть рубашки у карт обновлены, но колода все равно та же самая.

Хотите узнать об этих деталях больше? Тогда продолжим.

Впервые мы видим профессора Мориарти в суде во время заключительного заседания. Присяжные только что вынесли единогласный вердикт: профессор не виновен в убийстве. У Мориарти алиби, и его готовы подтвердить 300 членов Королевского Общества. Профессора освобождают из-под стражи прямо в зале суда. Судья, конечно, не может оспорить решения присяжных, однако, по его мнению, это решение ошибочно: ему, как он заявляет, сложно примириться с тем, что профессор оправдан.

Сразу после объявления об освобождении Мориарти в зал врывается Шерлок Холмс с заявлением, что у него есть важные улики, доказывающие виновность Мориарти в убийстве. Однако уже поздно: по закону, если подсудимый уже оправдан, его нельзя повторно обвинить в том же преступлении. Этот раунд Холмс проиграл.

Холмс и Мориарти вместе выходят из здания суда, мирно беседуя. Со стороны может показаться, что они старые друзья или как минимум приятели. Мориарти любезно предлагает Холмсу подвезти его до дома, Холмс соглашается. Пока они едут, Мориарти говорит Холмсу, что собирается его уничтожить, и это будет венцом его преступной карьеры.




Сразу после победы над Холмсом Мориарти собирается заняться научными исследованиями и никогда больше не возвращаться к преступной деятельности. На протяжении всей поездки происходит взаимный обмен любезностями с солидной долей язвительности. Покидая экипаж, Холмс говорит Мориарти, что не намерен приглашать его в свой дом

Сцена в экипаже замечательная. Трудно не заметить классический перевертыш: ведь у сэра Артура как раз Холмс выражает желание завершить карьеру детектива и уйти на покой после победы над Мориарти.

Что касается Моффата и Гэтисса, то они в своем сериале перевернули эту сцену. У них Холмс присутствует в суде с самого начала, но вердикта присяжных он тоже не слышит, так как удален с заседания за неподобающее поведение.




В обоих фильмах присяжные выносят единогласное решение. В обоих фильмах Мориарти оправдан и освобожден прямо в зале суда. В обоих фильмах он проводит в заключении 6 недель.

Впрочем, Моффат и Гэтисс изменили не только ход процесса, но и порядок событий. В их сериале Мориарти попадает в суд после проникновения в Тауэр и вскрытия помещения с королевскими регалиями. А в фильме 1939-го года Мориарти проникает в Тауэр и добирается до королевских регалий уже после суда.

Общим для обоих фильмов является обещание Мориарти уничтожить Холмса. Прежде всего это реализуется, как попытка уничтожить репутацию Холмса.

Мориарти организует преступление — «отвлекающее дело», чтобы Холмс полностью сосредоточился на его раскрытии и при этом упустил готовящееся преступление века — похищение королевских регалий из Тауэра. При этом репутация Холмса действительно оказывается под ударом. Во-первых, Холмса предупреждают о готовящемся убийстве — и это убийство Холмс несмотря на предупреждение не успевает предотвратить — более того, на его глазах едва не убивают и его клиентку через два дня после убийства ее брата. Во-вторых, его предупреждают о возможном похищении крупного алмаза, который под охраной должен быть доставлен в королевскую сокровищницу Тауэра. И проследить за порядком его неоднократно просит сам комендант Тауэра. Но Холмс, увлеченный делом об убийстве, сначала отмахивается от этих просьб, а потом, раздраженный назойливостью коменданта, посылает вместо себя «своего лучшего человека» — доктора Уотсона. В присутствии доктора камень похищают, но похитители, убегая от погони, случайно его роняют. На самом деле, похищение камня было отвлекающим маневром, который помог профессору добраться до сокровищницы. В общем, Мориарти обставляет Холмса по всем статьям, причем о своих шагах он предупреждает Холмса заранее, не напрямую, конечно, а с помощью намеков и ребусов.

В последний момент до Холмса, наконец-то, доходит, что все события последних дней — сложная игра профессора и, разгадав все загадки, Холмс мчится в Тауэр, надеясь, что еще не поздно помешать профессору совершить похищение века. Финальная схватка происходит на крыше Тауэра, откуда Холмс во время драки фактически сбрасывает Мориарти. Профессор падает во внутренний двор Тауэра с высоты нескольких этажей, и динамика его падения не оставляет ему никаких шансов на выживание: приземлиться он должен был на голову и плечи, а это мгновенная смерть.




Что же заимствовали Моффат и Гэтисс из этого фильма? Очень многое. Тут и сама идея проникновения в Тауэр, и отвлекающее дело для Холмса, и специально составленный ребус, разгадка которого дает ключ к преступлению. Крыша высокого здания, как место для финальной схватки, тоже была ими использована. А еще есть множество мелких и очень милых деталей. Например, нам показывают путеводитель по Лондону. В разговоре Мориарти с его слугой и помощником упоминается, что от прежнего помощника по имени Хиггинс, задававшего слишком много вопросов, «осталась лишь пара ботинок». — «Всего один», — робко замечает слуга. Как тут не вспомнить разговор Джима с Ирэн, где Джим обещает, что от Ирэн останется «лишь пара туфель», если Ирэн что-то сделает не так! В качестве ребуса-подсказки для разгадки преступления Мориарти посылает девушке — клиентке Холмса — рисунок, в котором клиентка узнает иллюстрацию к детскому стишку про альбатроса. В современном сериале одним из ключей к разгадке был сборник сказок братьев Гримм, присланный девочке. В обоих фильмах в отвлекающем деле, призванном уничтожить репутацию Холмса, жертвами были брат и сестра, и в обоих фильмах брат пострадал сильнее.

В фильме, вышедшем в 1943-м году — «Шерлок Холмс и секретное оружие», Мориарти каким-то неведомым образом возвращается с того света в образе другого актера — Лайонела Этвила. Да, весь мир убежден, что Мориарти мертв, однако Холмс получает подтверждение того, что это не так. Помимо всего прочего, Холмс получает от профессора записку незамысловатого содержания: «We meet again, mr. Holmes!»

Нет необходимости пересказывать содержание фильма. Он достаточно оригинален, хотя в нем и использована идея рассказа сэра Артура «Пляшущие человечки», однако и она подверглась значительной переработке, и шифр, используемый в письме, оказался немного сложнее простого подстановочного шифра. Значительная часть фильма посвящена своеобразному соревнованию между Мориарти и Холмсом — кто кого опередит в расшифровке письма, написанного третьим лицом.
Моффат и Гэтисс не использовали сюжет этого фильма в своем сериале, довольствуясь рядом деталей и совершая иногда перевертыши.

Так среди деталей, заимствованных Моффатом и Гэтиссом, неожиданно оказываются женские духи с запоминающимся названием «Claire de Lune».




Среди ученых, которых убил Мориарти, профессор Керн. А помните таксиста с игрушечным пистолетом? В сериале «Шерлок» пистолет нужен был для того, чтобы жертвы безропотно шли туда, куда нужно таксисту. В фильме же 40-х годов Мориарти направляет пистолет на Холмса, объясняя, что не собирается убивать Холмса прямо сейчас, просто ему нужно, чтобы Холмс не устраивал сцен и делал то, что ему скажут. Сцена примечательна тем, что Холмс, едва увидев пистолет в руках Мориарти, разочарованно произносит: «Всего лишь пистолет? Вы уже не тот профессор Мориарти, не тот криминальный гений, которого я когда-то знал!»

Позже, уже в самом финале фильма, Холмс снова напомнит профессору, что разочарован: Мориарти из криминального гения превращается в обыкновенного преступника. Даже те виды смерти, которые Мориарти предлагает Холмсу на выбор, слишком обыкновенны — никакой, дескать, изобретательности. В самом деле, немного чести бороться с обыкновенным преступником и убийцей — это слишком скучно. «Однако, — возражает ему профессор, — я удовлетворюсь тем, что победил и буду жить». — «Жить — да, — отвечает ему Холмс, — но это не победа». Холмс объясняет профессору, что очень многое в их встрече происходит по его, Холмса, правилам. Ведь это не Мориарти поймал Холмса, это сам Холмс позволил себя похитить, чтобы спасти другого человека. А Мориарти в ответ собирается убить Холмса самым обычным способом и всего лишь с единственной целью — успокоить свои нервы. То есть в этом он ничем не отличается от любого другого обыкновенного убийцы.

Моффат и Гэтисс перевернули эту сцену. На крыше госпиталя Джим слушает песню «Staying Alive», даже подпевает последней строчке, он говорит Шерлоку о победе над ним, но вовсе не удовлетворен ни тем, что победил, ни тем, что останется жить. Потому что Шерлок крайне разочаровал Джима, оказавшись обыкновенным человеком, и Джиму снова предстоит скучная жизнь, игра с обыкновенными людьми.




На этом сходство финальных сцен обоих фильмов не заканчивается. Холмсу 40-х годов очень важно потянуть время, чтобы дать своим друзьям найти себя и заодно другого похищенного человека. Любая выигранная минута повышает шансы на выживание. Шерлок на крыше госпиталя тоже тянет время и с той же целью. Шерлок даже просит у Джима дополнительную минуту в одиночестве. А Холмс Бэзила Рэтбоуна расписывает профессору преимущества медленной смерти: «Будь я на вашем месте, я бы просто выпустил из вас кровь, но сделал это медленно, наблюдая, как жизнь утекает из вас капля за каплей, и понимая, что и вы все это чувствуете и осознаете». Профессор попался на эту удочку и устроил Холмсу в точности все то, что Холмс так красочно расписывал. Выражение «капля за каплей» так ему понравилось, что он неоднократно повторял его, наклоняясь к Холмсу и проверяя его состояние. Забавно, что Шерлок 21-го века говорит Джону Уотсону: «Мориарти уничтожает меня дюйм за дюймом», — явная отсылка к «капле за каплей».

И уже в самом конце фильма, когда «наши победили», и Мориарти остается лишь одно — бежать, Холмс говорит, что со стороны Мориарти было «настоящим самоубийством» завязать Холмсу глаза и все же позволить услышать звук работающего механизма потайной двери, через которую Мориарти и намеревался скрыться от преследования. В ответ Мориарти говорит, что потайной ход необычен: он устроен так, что первый прошедший запустит механизм западни, в которую обязательно попадет любой преследователь. И если Холмс все еще намерен преследовать Мориарти, то он обязательно попадет в ловушку и упадет с высоты 60 футов.

Во время разговора появляется доктор Уотсон, как всегда, не вовремя (или, наоборот, очень вовремя!). Это на мгновение отвлекает Холмса, и Мориарти, воспользовавшись ситуацией, скрывается в потайном ходе, где попадает в свою же собственную ловушку, падает с высоты и разбивается. «Бедный Мориарти, — говорит Холмс, — я не сказал ему, что кое-кто там уже прошел и открыл западню».

Моффат и Гэтисс, ухватившись за слово «самоубийство», произнесенное лишь как фигура речи, устроили своему Мориарти настоящее самоубийство. Еще одной — скорее случайной, чем специально устроенной — параллелью является тот факт, что высота госпиталя святого Варфоломея как раз составляет 60 футов (около 20 метров).

В третий раз мы встречаемся с профессором в фильме «Женщина в зеленом». Мориарти вновь меняет облик. На этот раз его играет актер Генри Дэниел. Есть в мире постоянные вещи — снова Мориарти числится мертвым. За год до событий фильма его повесили в Монтевидео. О падении с высоты 60 метров во время Второй мировой войны — ни слова. Однако, в Лондоне происходит серия преступлений, организованных столь хитро, что Холмс начинает подозревать, что здесь не обошлось без профессора. Он делает вывод, что Мориарти жив и, более того, находится в Лондоне. А под именем профессора Мориарти повесили кого-то другого. Холмс делится своими соображениями с доктором Уотсоном и говорит, что готов поставить на это свою репутацию.

Сразу после этого разговора раздается телефонный звонок. Доктора Уотсона просят приехать и оказать медицинскую помощь травмированной женщине. Уотсон говорит, что он на пенсии и давно не практикует, но готов помочь. Он сдувает пыль с медицинского саквояжа и быстро уходит, ворча, что не стоит карабкаться наверх, чтобы покормить канареек, если в тебе 90 килограммов веса.

Как только Уотсон закрывает за собой дверь комнаты, Холмс достает скрипку и начинает играть. Под звуки скрипки Уотсон спускается по лестнице со второго этажа на первый и, наконец, покидает дом. И как только он это делает, из тени выходит человек и начинает подниматься по лестнице. Свет поставлен так, что мы не видим его лица — сначала только силуэт, а как только он попадает в освещенное пространство, мы видим лишь его спину. Он поднимается осторожно, стараясь не шуметь. За несколько ступеней до площадки человек замирает, услышав, что Холмс прекратил играть. Затем, когда Холмс возобновил игру, человек продолжает достигает площадки и, наконец, входит в комнату.




Моффат и Гэтисс довольно точно воспроизвели этот эпизод, фактически повторили его. Правда, Шерлок более гостеприимен — он не только предлагает Джиму сесть, но и угощает чаем. А Джона нет на Бейкер-стрит совсем по другой причине. Но все равно этот эпизод прекрасно смотрится в обоих фильмах.
Когда Холмс предлагает Мориарти сесть, тот благодарит и садится в кресло, предварительно передвинув его. Холмс берет стул и садится напротив.
Джим тоже садится вовсе не туда, куда указал Шерлок, так что у нас снова явная параллель.

А вот содержание разговора Моффат и Гэтисс частично использовали в сцене в бассейне, частично в сцене на Бейкер-стрит, а кое-что было и в вырезанных репликах сцены на крыше госпиталя. В бассейне Шерлок говорит Джиму, что мог бы застрелить его прямо сейчас. А на крыше госпиталя Шерлок догадывается, что телефонный звонок, заставивший Джона покинуть Шерлока, дело рук Джима.

Мориарти шантажирует Холмса: «Выдашь меня полиции — и больше никогда не увидишь Уотсона!» И действительно: к Уотсону был приставлен убийца с ножом, который только и ждал сигнала, а Уотсон об этом даже не догадывался.

Джим Мориарти говорит Шерлоку: «Можешь меня полиции сдать!» — Джону все равно не жить, если Шерлок не завершит «мрачную сказку» так, как этого хочет Джим.

В финале этой сцены противники пришли к обоюдному согласию, что ни один из них не сможет насладиться чистой победой, а в случае открытого противостояния, они, скорее всего, «вступят в вечность рука об руку», и это было бы очень трогательно.

На крыше госпиталя все более конкретно. Шерлок говорит Джиму: «Хочешь пожать мне руку в аду — я не разочарую тебя!» И они действительно обмениваются рукопожатием, а затем «вступают в вечность». По крайней мере, один из них. Второй слегка подзадержался, чтобы попрощаться с другом. Правда, позже выясняется, что один из противников выжил, да и второй, вероятно, тоже, но сцену на крыше это нисколько не портит.




«У вас нет доказательств», — говорит Мориарти Холмсу. «Ни единого, — подтверждает Холмс. — Только вы».

И это согласуется со сценой на крыше госпиталя, где Шерлок говорит Джиму: «У меня есть ты!», намекая, что пока в его, Шерлока, руках есть живой Джим Мориарти, игра не закончена.

В финале фильма «Женщина в зеленом» Холмс принимает «расслабляющий» наркотик и позволяет преступникам загипнотизировать себя. Под действием гипноза он пишет прощальную записку, где признается, что столкнулся с неразрешимой загадкой и потому решил покончить с собой. Он кладет записку в карман, а затем его выводят на террасу, которая расположена довольно высоко над землей — вряд ли ниже, чем крыша Бартса. Холмс, все еще под действием наркотиков и гипноза, по приказу Мориарти поднимается на парапет и идет по нему. По дороге он едва не срывается, но все же удерживается. Он останавливается, дойдя до поворота. Мориарти говорит Холмсу, что перед ним дверь, за которой находится то, что Холмс ищет: профессор Мориарти и другие преступники.




В последний момент на террасу, конечно, врывается Уотсон вместе с полицией. И тут выясняется, что Холмс вовсе не под гипнозом. Он просто играл и тянул время.

Полиция арестовывает всех. Мориарти пытается бежать, но по дороге срывается и… правильно, падает вниз и разбивается насмерть. Уже в третий раз в этой экранизации.

О чем мы еще не упомянули? Наверно, о том, что Моффат и Гэтисс позаимствовали из этого фильма идею взять Джона в заложники. А еще идею принудить Холмса к самоубийству. Со всеми атрибутами самоубийства: тупиковым делом, прощальной запиской и прочим.

Осмелимся сделать прогноз. Если Моффат и Гэтисс последовательны в своих заимствованиях, то мы никогда не узнаем ни как выжил Шерлок, ни как выжил Джим. Фильмы с участием Бэзила Рэтбоуна не дают таких объяснений — авторы современного Шерлока Холмса тоже вряд ли их дадут. Мориарти «как-то выжил» — и это все, что нам с вами положено знать. Грустно, но это так.

И на закуску.

Среди фильмов, не связанных с профессором Мориарти, можно отметить «The House of Fear» / «Замок ужаса» (1944), в основу которого положен рассказ «Пять зернышек апельсина».

Семеро давних друзей организовали клуб «Добрые товарищи». Все они немолоды и одиноки, все оформили солидную страховку, а затем переоформили ее в пользу остальных членов клуба. В какой-то момент они перебрались жить к одному из них в уединенный замок, находящийся в Шотландии. Все шло хорошо, пока члены клуба не стали загадочным образом умирать. Накануне смерти каждый из них получал конверт, содержащий зернышки апельсина. Число зернышек каждый раз соответствовало числу оставшихся в живых членов клуба. Таким образом, первый умерший получил в канун своей смерти 7 зернышек, второй 6 и так далее. Загадочные смерти вызвали подозрение у страховой компании, и представитель компании обратился к Холмсу с просьбой во всем разобраться. Еще одной особенностью серии смертей было то, что всех погибших невозможно было узнать: один разбился на машине, причем машина упала в пропасть и взорвалась, другой утонул — и тело было найдено через 10 дней, еще кто-то погиб от взрыва. Возникло подозрение, что один из членов клуба убивает остальных, чтобы получить все их страховки.

В конце фильма все члены клуба оказались живы, а найденные на местах их мнимых смертей тела принадлежали другим умершим.

Моффат и Гэтисс взяли отсюда две идеи: подмену тел с обезображиванием до неузнаваемости (вспомним Ирэн) и апельсиновые зернышки. Удачная игра слов: «pip» означает не только зернышко, но и короткий звуковой сигнал. Во время «Большой игры» Шерлок получал на розовый айфон сообщения с короткими "бип", число которых уменьшалось по мере разгаданных загадок.

Конечно, здесь рассказано далеко не обо всех параллелях этих двух замечательных экранизаций, лишь о самых интересных. Однако, если нам удалось заинтересовать вас, значит цель достигнута. Обязательно посмотрите фильмы с участием Бэзила Рэтбоуна — не пожалеете.
Tags: Шерлок: параллели, персонаж: Джеймс Мориарти, персонаж: Шерлок Холмс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments