shamrockrovers (shamrockrovers) wrote in sherlock_serial,
shamrockrovers
shamrockrovers
sherlock_serial

Ложь Шерлока — Prepared to do anything

Сцена на крыше Бартса столь непонятна и противоречива, что для объяснения ее поклонники сериала выдвигают самые различные версии.
Противостояние Шерлока Холмса и Мориарти в каноне было однозначным - Холмс угрожал преступной сети, и профессор Мориарти хотел его уничтожить.
В сериале все не так. Мориарти с самого начала привлекает внимание Шерлока, подкидывая все более сложные и увлекательные загадки, заодно проверяя детектива на прочность и быстроту соображения ("У вас есть поклонник"). Развлечение безумного гения "игра в кошки-мышки" или попытка заполучить союзника с мощным интеллектом и не менее мощным братом в роли Британского правительства? (предисловие модератора).

Автор перевода Solve_me_a_Crime. Материал любезно предоставлен автором.

Свежий, незамутненный сантиментами взгляд на проблему Рейхенбахского падения представила asherlockstudy в Analyzing the rooftop scene. Не все идеи этого автора мне близки, но именно эта объясняет многие странности встречи Шерлока и Мориарти на крыше госпиталя св. Варфоломея. Предупреждаю, что это не перевод, а краткое изложение.
Как я понимаю, все ждали от третьего сезона "Шерлока" ответов на вопросы "The Reichenbach Fall". Ждали, ждали, и дождались и ... было показано три варианта спасения Шерлока. Все абсолютно неудовлетворительные. Даже объяснение Шерлока, данное Андерсону, снижает наш АйКью. Понятно, что Шерлок постарался сохранить лицо, не выглядеть жертвой. В его варианте событий — он герой, который опережал врага на несколько шагов, заранее все планировал вместе с Майкрофтом. Но даже Андерсону понятно, что многое в этой версии не сходится. Шерлок лгал. Но почему? Это главный вопрос, который ставит TRF, а за ним и TEH — почему Шерлоку приходится лгать? Да потому что правда не совсем удобна.


Что нам достоверно известно про предварительную подготовку встречи двух гениев?

*** Чем был занят Шерлок, когда Джон пришел по его зову в лабораторию? — Он лихорадочно пытался понять, что именно является компьютерным кодом, который оставил в его квартире Мориарти. Он не над планами спасения думал все это время. Все его мысли — только о коде.
*** Кто организовал встречу на крыше госпиталя? — Шерлок послал СМС Мориарти. Назначил встречу именно он.
*** Когда это произошло? Когда именно Шерлок захотел встретиться с Мориарти? — Шерлок назначил встречу только после того, как догадался, что в ритме, который отбивал пальцами Мориарти, зашифрован тот самый ключ к любому коду.
*** Если Шерлок действительно нашел ключ, что дала бы ему встреча с Джимом? Зачем ему эта встреча? — Очевидно, что Шерлок шел туда не убивать Мориарти. Нет данных, что он был вооружен. Вероятней всего, он думал торговаться с Мориарти. Имея ключ, он мог рассчитывать на некое соглашение с криминальным консультантом.
*** Важный вопрос, кто выманил Джона из Бартса? — Как явствует из сценария, это был Мориарти, который решил разобраться с Шерлоком без "третьего лишнего", как он выразился.
*** Почему Шерлок, не сказал Джону, что звонок — уловка? — Надо понимать, что Шерлок смирился, что пойдет один. Подыграл плану Джима, чтобы не подвергать друга опасности. Ведь он помнил, каково им было в бассейне. Думаю, он ожидал, что Джона отвлекут, не дадут участвовать во встрече.
*** Помогал ли Майкрофт Шерлоку, разрабатывать все эти 13 планов спасения?Никаких планов не было. Майкрофт был бессилен в данной ситуации, его сожаление и раскаяние при встрече с Джоном, говорят сами за себя.
*** Каким образом в плане участвовала Молли? — на этот вопрос пока нет немутного ответа. Но ведь за что-то Шерлок ей был благодарен...
*** Знал ли Шерлок, поднимаясь на крышу, что погибнет? — Вероятно, он не исключал такой возможности. Но как он должен умереть — он не знал. Выстрел снайпера, падение, что-то более оригинальное... Он не знал заранее, потому и планов быть не могло. Кроме того, он очень рассчитывал на ключ.



ФИНАЛЬНЫЙ АКТ — встреча на крыше.

Мориарти говорит о финальном акте их с Шерлоком противостояния (акт — как действие в театре). И действительно, действие идет по срежиссированному им самим сценарию. Вот, кто на самом деле предусмотрел действительно все. Суицид (вернее, то, что было представлено, как суицид) Шерлока, а так же план его спасения, готовил Мориарти. Звучит довольно дико, но на самом деле, это утверждение просто идет немного дальше утверждения LSiT, которая считает, что Майкрофт готовил планы спасения Шерлока с полного согласия Мориарти. Только в объяснении LSiT меня всегда напрягало то, что ее вполне логичные выводы не соответствуют эмоциям, которые демонстрируются на экране. В сцене участвуют слишком хорошие актеры, чтобы не обращать на это внимание. Да и мотивы самоубийства Мориарти и прыжка Шерлока выглядят неубедительно, не стыкуются с беспомощностью Майкрофта. В конце концов, Джим сам сказал, что их финальная проблема — stayin' alive.

Мориарти сразу же самым решительным образом разбил надежду Шерлока на то, что тому удастся договориться с ним при помощи компьютерного кода, заявив, что никакого кода не существует. Бог его знает, правда это или нет, но Шерлок вдруг понял, что у него ничего нет против этого психопата. Злодей-консультант донес до него, что ему мало просто уничтожить репутацию детектива, ему нужно уничтожить самого Шерлока. Шерлок в отчаянии, он боится, это видно. Это нормальная человеческая реакция, показывающая, что никакой он не психопат. Бояться — это нормально, впрочем, и то, что Шерлок не хотел бы это признавать — тоже нормально, учитывая его эго. Но мы, зрители, видим эту его реакцию, в момент, когда Джим на него не смотрит. Шерлок в безвыходном положении, он загнан в угол!



Что делать Шерлоку? Он угрожает убить Мориарти. Вероятно, под действием страха мозг нашего гения дает сбой, о чем Мориарти знает из блога Джона. Шерлок, похоже, забыл, что происходило в бассейне? Тогда он тоже назначил встречу тет-а-тет, а Джим пришел с Джоном, увешанным взрывчаткой, и тучей снайперов. А на что рассчитывал Шерлок сейчас? Что Мориарти примет его вызов и будет играть в открытую?

Когда Мориарти сообщает Шерлоку про снайперов, приставленных к его друзьям, Шерлок моментально простился с надеждой остаться живым. Он поверил, что ему придется прыгнуть и погибнуть.



Шерлок просит предоставить ему пару минут уединения — Мориарти немного колеблется, ведь он должен убедиться, что Шерлок не сиганет раньше времени, пока внизу не закончат приготовления. Но он уверен, что Шерлок не идиот и заметит, наконец, приготовления внизу. Он отходит и готов отыграть последний акт. Но тут Шерлок его удивляет.

Шерлок готовится к смерти, и вдруг опускает взгляд вниз и что-то в его выражении почти неуловимо меняется. Очевидно, он увидел, что внизу разворачивают что-то вроде подушки безопасности. Тут Шерлок понимает, что Мориарти не нужна сейчас его смерть, он хочет ее симулировать. Но зачем ему это? Точки соединяются в ясную картину, он понимает, что несмотря на свое явное сумасшествие, несмотря на все эти планы по его уничтожению, Шерлок Холмс является болевой точкой Джима Мориарти. Такой человек как Джим просто не может себе позволить иметь слабость, это его секрет. Мориарти должен убить Шерлока, но не сейчас, сперва нужно выполнить обещание — выжечь его сердце, это будет начальный этап. Пока же Джим планирует вырвать Шерлока из его окружения, разлучить с Джоном. Но Шерлок все еще не желает следовать плану злого гения.



Настало время Шерлоку воспользоваться единственной слабостью Мориарти, чтобы спасти друзей. Заставить его отменить приказ на уничтожение друзей, используя свое очарование. Это вполне очевидно, достаточно пересмотреть эту сцену. По тому, как Шерлок оборачивается, улыбаясь, как он спрыгивает с парапета, как фланирующей походкой подходит к насторожившемуся Джиму и начинает кружить вокруг него, вторгаясь в личное пространство, касаясь его. Нависая над ним, в конечном итоге. И Шерлок явно не в первый раз использовал флирт как инструмент для достижения своих целей. Беспринципность или гибкость? Возможно и то, и другое. Я уверена, что это — именно тот ключ к пониманию Прыжка, именно то, нехарактерное для Шерлока поведение, о котором вещал Моффат.

Что же Мориарти? Он явно вначале растерялся, возможно, решил, что у Шерлока, есть лишний козырь в рукаве или что вмешался Майкрофт, затем осознал, что недооценил Шерлока. Джим говорит, что не отменит приказа, даже если Шерлок будет убивать его, мучить, пытать, даже усилия секретных служб с ним были бесполезны. Но Шерлок не собирается его пытать и Джим это скоро понимает. Шерлок готов идти до конца, как и сам Джим.



Готов делать все, что угодно. Prepared to do anything — так, кстати, называется музыкальный фрагмент, который начинает звучать. Что угодно. То, что может заставить Мориарти дать слабину, уступить. Ради того, чтобы Мориарти отозвал снайперов, Шерлок готов договориться. Он уверен, что именно ради того, чтобы заполучить его, Мориарти разыграл весь этот фарс с прыжком. Шерлок хорошо играет уверенность в своих силах, в том, что он готов на все, но в какой-то момент Мориарти видит его горе, страх и непреклонную решимость. Этот момент является переломным — Мориарти начинает отыгрывать другой сценарий. Он улыбается, ведет себя неестественно. Рукопожатие — Шерлок озадачен, "Thank you! Bless you!" (Что является иносказательным: "Получи, фашист, гранату!") и пистолет в рот. Выстрел. Как он выжил — уже другой вопрос.


Мориарти выиграл —> Шерлок проиграл. Мориарти остановил игру Шерлока, и заставил его сделать то, чего он хотел от него с самого начала. Теперь некому отозвать снайперов — надо прыгать. Шерлок в отчаянии, он теперь знает, что не погибнет, но он должен слепо следовать плану Мориарти. Исчезнуть, оставив всех, кому он дорог и кто дорог ему.

Вот теперь понятно, почему снайпер, видевший прыжок Шерлока и его спасение, не выстрелил в Джона. Джон действительно должен был поверить, что Шерлок погиб, это было частью плана Мориарти. Вторая часть его, видимо, Мэри Морстен в жизни Джона. Не думаю, впрочем, что ей приказано было стрелять в Шерлока, она свою роль отыграла на свадьбе.

Целью Мориарти было не убийство Шерлока, а его падение. В буквальном и фигуральном смысле. Падение не убивает, как он сам сказал в TAB. Убивает приземление — разбившееся тело или сердце.

URL записи
Tags: clueing for looks, Шерлок: 2 сезон, Шерлок: Рейхенбахское падение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments