shamrockrovers (shamrockrovers) wrote in sherlock_serial,
shamrockrovers
shamrockrovers
sherlock_serial

Mary, Mary, Quite Contrary

Образ Мэри Морстен, выписанный создателями «Шерлока», оказался совершенно другим, чем его представил Конан Дойл. Вместо милой и преданной жены, благодарной Шерлоку Холмсу за раскрытие дела "Сокровища Агры" и искренне к нему лояльной, нам показали фактического монстра - агента ЦРУ, наемного убийцу, от деяний которого ужасается сам Наполеон шантажа, которая пыталась убить главного героя.

По отношению к Шерлоку она занимает особое положение. В отличие от остальных персонажей, он ее никак не привлекает, ни внешне, ни внутренне. Она не старается произвести на него впечатления. Как будто его просто нет. Это странно. Мориарти играет с Шерлоком в игры, Магнуссен хочет владеть им как ключом к Британскому правительству, Ирен хочет завоевать Шерлока. Мэри Морстен, на первый взгляд, заинтересована только в Джоне. В Шерлоке она, судя по "...Обету", видит врага или человека, который ей очень мешает.

Судя по "Хроникам", Мэри Морстен ввели не для того, чтобы создать новый коллектив (band), а чтобы разбавить чересчур плотный дуэт главных героев. Однако его ввели весьма странным образом.

В посте использованы материалы рассуждений этого автора.




Если пройтись по сценам, где показана Мэри, станет ясно, что этого персонажа показывают либо с нейтральной (на работе Джона, на Бейкер-стрит), либо с негативной стороны. Ни разу не показывают поступки Мэри, которые могли бы вызвать уважение.

«Пустой катафалк».

1. В ресторане гостиницы Мэри спускается к Джону по лестнице, хотя гардероб и туалет находятся на первом этаже. В этой гостинице живет лорд Моран, организатор теракта. Нельзя утверждать ничего плохого, но можно взять на заметку.



2. Разговор с Джоном при его попытке сделать предложение — разговор манипулятора и человека, который готов получить желаемое, несмотря ни на что. Он говорит ей: «Встреча с тобой — самое лучшее из того, что со мной произошло за это время». Она подтверждает: «Я лучшее из того, что с тобой произошло», передегивая смысл. Из этого к тому же следует, что для Джона Шерлок по шкале «лучшести» стоит выше Мэри. В этом же разговоре мы видим, как Джону трудно сделать предложение, потому что он только-только стал готов забыть о Шерлоке. Он все еще там, у тротуара, залитого кровью, о чем свидетельствует его встреча с миссис Хадсон. Это действительно драматический момент для Джона, тем не менее, будущая супруга хихикает, вместо того, чтобы оказать сочувственную поддержку.



3. Мэри Морстен сразу активно вклинивается в отношения между друзьями, предлагая свою помощь не в чем-нибудь, а в их примирении, и начинает действовать прямо в такси («Он мне нравится»). В зависимости от субъективизма зрителя это можно расценивать по-разному. От «чего она лезет не в свое дело» до «молодец, помогает им помириться». Однако надо обратить внимание, что она начинает разговор с Шерлоком с критики, покровительственно указывая на главный, по мнению окружающих, недостаток: «Вы ничего не смыслите в человеческой натуре». Подразумевается, что сама Мэри разбирается в этом вопросе лучше Шерлока (удар по самооценке). На самом деле, в ее посредничестве никто не нуждался. Джон встретился бы с Шерлоком и так, и Мэри знала это лучше, чем кто-либо еще. Говоря Шерлоку, что я, мол, уговорю Джона, Мэри дает понять, что Джон не придет к Шерлоку сам. Она также демонстрирует Шерлоку, что более важна для Джона, чем Шерлок, и что у нее есть сила влиять на Джона. В итоге, она сразу берет в свои руки контроль над отношениями Шерлока и Джона.

4. Сцена с Джоном в костре. Мэри получает записку. Записка была проверкой не только Шерлока Холмса, но и Мэри Морстен. По замыслу Магнуссена, Мэри должна броситься за помощью к Шерлоку, а тот должен помчаться спасать Джона. Так и получилось. Здесь проявляется намек на незаурядные качества Мэри в плане чтения шифрованных записок. Отметим, что она никак не помогала Шерлоку вытащить Джона из костра.



«Знак трех». Негативность образа Мэри Морстен нарастает.

1. На свадьбе происходит разговор с Шерлоком по поводу Шолто, который явно бьет по больному: «Мне он все время говорил, не умолкая», «О, Шерлок! Ни я, ни вы не были бы первыми...». Она мучает Шерлока и продолжает систематическое разрушение его самооценки, пользуясь шансом напомнить о том, что есть вещи о Джоне, которые она знает, а он нет. А еще о том, что он не какой-то особенный (Шолто более асоциальный), и что Шерлок не был первым и не будет последним.



2. Сцена с салфетками демонстрирует стремление показать, кто в доме хозяин: «Я вижу, когда ты врешь. Я не Джон». Опять разрушение самооценки. Надуманная история с несуществующей Бет (чего Шерлок, конечно же, должен был разгадать). Это унижающее для взрослого поведение «мудрой» матери, знающей точно, что нужно «глупым мальчишкам» и милостиво разрешающей им пойти погулять. Оленьи рога над головой - намек режиссера-постановщика. Не-манипулятор сказал бы примерно следующее: «Ребята, вы много сделали для свадьбы и устали. Предлагаю вам отдохнуть и расследовать какое-нибудь дело вместе». Все. Вместо этого она манипулирует ими обоими в данной ситуации и получается, что Шерлок — идиот, не понимает, что Джон пытался позаботиться о нем, и ощущает себя трудным подростком-недоумком, а не лучшим другом.



Рога за головой Мэри не заметит только слепой.

3. В сцене покушения на Шолто Мэри участвует весьма активно: вспоминает номер, требует от Шерлока раскрыть дело, потом требует от Шолто открыть дверь, потом указывает Джону, что выбивать дверь не нужно. В общем, чувствует себя полноценным участником расследования. Мы видим, что это персонаж, который в стороне не останется, если дело касается взаимодействия Джона и Шерлока (притом, что ее никто не просит участвовать, Джон ее с собой не позвал). Опять тотальный контроль над ситуацией и мужчинами.

4. Момент, в котором Мэри напрямую не участвует. Шерлок разговаривает с ее бывшим бойфрендом, внешне похожим на Джона, в тоне, намекающем на то, что Шерлок предвидит продолжение их отношений и измену Мэри после свадьбы. Из этого следует, что Мэри, по меньшей мере, не против ухаживания бывшего бойфренда.

5. Список людей, которые ненавидят Мэри и который подготовил Шерлок перед свадьбой удивительно длинный для кого-то, кто обрастал знакомствами в течение пяти лет. Показательно, что ее не может терпеть кузина или кузен Джона.

В «Его последней клятве» отрицательные стороны Мэри Морстен расцветают пышным цветом с самого начала.

1. Она едет в наркопритон, хотя Джон ей прямо говорит, что беременной женщине это опасно. Выходит, ей наплевать на будущего ребенка, зато ей очень важно, чтобы быть в курсе дел ее супруга и осуществлять контроль (она садится за руль). Если бы Мэри действительно сильно переживала за Джона, то она бы приложила больше усилий, чтобы отговорить его от поездки. Создается впечатление, что ей важнее заменить Шерлока в приключениях Джона, чем прекратить вообще эти приключения.

2. Она презрительно относится к Айзеку и Билли. Билли подошел к ее машине, говоря, что у него сломана рука, а Мэри холодно велела ему убираться восвояси. Она также довольно небрежна с ним во время перевязки, гуманный человек никогда не будет причинять напрасной боли. Позже, когда он притворялся попрошайкой, она точно также холодна и презрительна. Когда он открылся, кто он, она стала вести себя с ним в своей снисходительной покровительственной манере.

3. Мэри облачается в наряд спецназовца и проникает в офис Магнуссена. Мало ли что могло с ней случиться там? И с ребенком. Неделей позже она угрожает Шерлоку, находясь в это время в опасном месте. Ее поведение говорит само за себя: она не беспокоится о здоровье ребенка.

4. Попытка убийства Шерлока выстрелом в сердце.



Вот ее лицо, когда она видит Шерлока. Некоторые считают, что она была напугана и выстрелила в варианте самообороны. Кто-нибудь видит испуг на лице наемного киллера в этой сцене? В офисе Магнуссена она хладнокровно угрожает Шерлоку.

5. В больнице Мэри остается с Шерлоком наедине, он очень плохо себя чувствует, находясь фактически на грани жизни и смерти, но никаких извинений или поддержки с ее стороны не следует, а лишь настойчивое эгоистичное требование угрожающим тоном. Посмотрите, как она нависает над Шерлоком.



6. В "пустом доме" она ногой подталкивает монетку Шерлоку, наблюдая, как он с трудом за ней нагибается.

7. После того как Мэри раскрыли, единственное, о чем она печалилась — о том, что потеряла доверие Джона. Она проявила абсолютное безразличие к самочувствию Шерлока, а также вела себя высокомерно и презрительно по отношению к тому, что Джон посмел злиться на нее. Когда приехала скорая помощь, она проявила минимум поддержки и испуг на ее лице появился только когда Джон посмотрел на нее с откровенной ненавистью. Неважно, по каким причинам Шерлок нашел для Мэри извинения (есть много разных теорий на этот счет), но саму Мэри никто не заставлял их принимать. Но она сделала это и переложила вину за свои действия (включая, по сути, и вину за то, что она стреляла в Шерлока) на Джона. И она продолжала говорить с сарказмом и презрением («Сегодня? Серьезно? Месяцы молчания — и мы сделаем это здесь... сегодня?»), поднимая свой фасад добропорядочной жены только для семьи Шерлока, которая ничего не знала. И потом снова, когда Джон согласился принять ее обратно. Но Джон отрекся от ее прошлого, поэтому в сцене прощения Мэри мила ровно на пять секунд: «Ты даже имени моего не знаешь», но тут же берет командную позицию в свои руки: «Имя для ребенка выбирать ты не будешь». Выбор имени очень много значит для будущего отца, ведь он практически не имеет другой возможности в это время поучаствовать в процессе рождения ребенка. Этим она его отстраняет от ребенка. У меня в этот момент возник законный вопрос — а Джона ли ребенок-то? Может быть, настоящий отец уже выбрал имя?

8. Очень показательный диалог:
ШЕРЛОК: Почему ты ко мне сразу не обратилась?
МЭРИ: Потому что Джон не должен знать, что я лгала ему. Его бы это сломало, я бы потеряла его навсегда. Шерлок, я не могу этого допустить! Пожалуйста, пойми. Я готова пойти на что угодно, но этого... этого не будет.
Здесь Мэри говорит Шерлоку, что если бы Джон узнал ее секрет, то это сломало бы его, тем самым неявным образом сообщает ему, что его смерть такое бы не сделала. Она говорит Шерлоку и говорит это недвусмысленно, что его жизнь стоит меньше для нее и для Джона, чем продолжение их брака.



Подводим итог:

Мэри наплевать на будущего ребенка.
Мэри наплевать на Шерлока.
Мэри наплевать на чувства Джона к Шерлоку, следовательно, ей наплевать на Джона.
Она не любит Джона, но очень дорожит своей жизнью с ним.
Она манипулятор и эгоист, не думающий о благополучии близких людей.
Она наемная убийца, на совести которой горы трупов и жуткие злодеяния.
Она ни в чем не раскаялась.
Новую жизнь она начала с омерзительной лжи и попытки убийства лучшего друга семьи.

Все это свидетельствует о том, что Мэри Ватсон - однозначно отрицательный персонаж, которому надо много потрудиться, чтобы заслужить прощение. По крайней мере, Шерлок и Джон ей такую возможность дали. Один оставил ей свое имя, другой уничтожил компрометирующие материалы. Посмотрим, как она воспользуется этим шансом в четвертом сезоне.



Примечание к заголовку поста:
Эта песня - английская потешка

"Мэри, Мэри, у неё всё не так как у людей -
В цветнике её не розы, а ракушки из морей.
А в саду колокола из литого серебра.
И скажите, где ещё видели вы сад,
Чтоб красавицы на грядках вырастали в ряд?"

Слова этой песни цитировала Аманда. Песню связывают, в том числе, с Марией Тюдор, яростной противницей протестантской церкви, известной под именем "Кровавая Мэри" за лютые казни католиков. Она также была известна тем, что не смогла родить наследника, и случаем ложной беременности.
Отец Марии - Генрих VIII - несколько раз появляется в сериале. Его статуя стоит над воротами Бартса, а мимо отеля "Генрих VIII" проходит Мэри, следуя в "пустой дом" на Лейнстер Гарденс.
Tags: clueing for looks, персонажи: остальные
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments