shamrockrovers (shamrockrovers) wrote in sherlock_serial,
shamrockrovers
shamrockrovers
sherlock_serial

Музыкальные моменты

Музыка в «Шерлоке» — особый нарратор, отдельная «камера», которая, хотим мы этого или не хотим, ведет свое повествование. И эта камера объективная, у нас нет оснований ей не верить.

Немного информации о музыке и ее создателях — композиторах Майкле Прайсе и Дэвиде Арнольде — из «Хроник».





«Всякий раз, когда в «Шерлоке» звучит Россини, Бах или «Би Джиз», это дело рук Дэвида Арнольда и Майкла Прайса, двух заслуженных композиторов, имеющих колоссальный послужной список фильмов и сериалов. Майкл работал над такими проектами, как «Свет и тень», «Мистер Вонючка», «Невероятный страх перед всем» и «Переростки на краю света». А Дэвид хорошо известен благодаря своим саундтрекам к пяти фильмам о Джеймсе Бонде, «Дню независимости», «Маленькой Британии» и музыке к церемонии открытия лондонских Олимпийских игр в 2012 году.
«Первым делом нужно было определиться с центральной темой и ее характером, – вспоминает Дэвид. – Понять, как вписать музыку в фильм в целом и охарактеризовать с ее помощью всех персонажей в частности. Сначала этот вопрос проговорили со Стивеном, Сью и Марком, потом мы с Майклом обсудили возможный музыкальный ряд и нашли общий язык. Что для нас предпочтительней – электронная музыка, синтетическая музыка, классическая оркестровая, какая-нибудь группа, джаз?.. Нужно определить звуковую палитру. Таким образом, начальный этап заключается в выборе подхода. Вместе мы сделали пилотный эпизод, и все срослось.
Центральные персонажи очень разные. Шерлок – человек-загадка, высокоактивный социопат или пограничный психопат, с задатками героизма и безграничной гениальностью. Ему нравятся жуткие и опасные вещи. В некотором роде он ловит от них кайф. Поэтому мы хотели подобрать для Шерлока такое музыкальное сопровождение, чтобы зрители сполна оценили его решительность и мастерство, но также получили удовольствие и в кинематографическом смысле. Необходимо, чтобы возникало ощущение, что на экране одновременно происходит нечто важное, масштабное и опасное, а также красивое и смешное.
Подступиться к Джону Ватсону в некотором смысле оказалось еще тяжелее. Его статус военного медика, вернувшегося из Афганистана, вызывает определенный резонанс, к тому же для Шерлока он – больше, чем шифр, на котором можно отточить свою теорию. У него есть своя собственная история и жизнь, сомнения и эмоции. Мы знали с самого
начала – с воспоминаний о военном прошлом, – что хотим нечто, что создаст резонанс с действительностью.

Прежде чем записывать музыку, режиссеры и продюсеры хотели услышать демо-версию, чтобы мы могли внести все необходимые изменения до того, как приступили бы к записи. Так что мы записали много разной музыки: и с живыми музыкантами, и используя синтезаторы и
семплы. В итоге получился фоновый трек, который потом дорабатывался с использованием всевозможных музыкальных инструментов, а порой даже целого оркестра. В наушники музыкантов были встроены метрономы, чтобы они могли правильно оценить темп сцены – мы должны были быть уверены, что музыка соответствует картинке: если, скажем, Шерлок прохаживается из одной стороны экрана в другую и осматривается, мы знали, сколько это занимает секунд и кадров. Таким образом, музыканты всегда играли с нужной скоростью».

Майкл Прайс отмечает, что подготовка к этим живым записям порой бывала довольно трудной и сложной. «Мягко говоря. Нам приходилось записывать быстро, очень-очень быстро, потому что мы работали сразу над тремя девяностоминутными эпизодами, и для каждого нужно было записать определенное количество музыки. Представляете, сколько точек нужно наставить на нотной бумаге, чтобы обеспечить всех музыкантов! Это действительно коллективная работа; вклад всех композиторов команды огромен.
Дэвид и я работали с помощниками, программистами, оркестраторами и аранжировщиками – с огромным количеством людей, которые действительно очень напряженно работали, чтобы убедиться, что к тому моменту, когда появимся мы с музыкантами, запись пройдет безупречно. Благодаря этому мы могли тут же приступить к работе и создавать настоящие шедевры – работа шла быстро, но результат превосходил все ожидания. Я дирижировал, в наушниках у меня был метроном, все инструменты можно было прослушать отдельно, также я слышал голоса из комнаты управления, которые подсказывали мне, что делать. Это всегда интересно. Обычно мы не показываем музыкантам отснятые кадры, но я их видел, как и другую техническую информацию».
«Как только вы задействуете музыкантов, – говорит Дэвид, – музыка начинает оживать и обретает настоящую индивидуальность. Благодаря этому как раз и чувствуется, как воспринимается одна и та же музыка в кадре и отдельно от него». Марк согласен. «Это имеет огромное значение. Струнные музыкальные инструменты привносят что-то
совершенно особое, отчасти потому, что Шерлок всегда ассоциируется у нас со скрипкой. Специально для сериала Девид и Майкл написали фантастические, очень сильные темы». «Я всегда использовал в своей работе много музыки, – говорит Тоби. – Моя работа в качестве режиссера заключается в том, чтобы собрать все высококонцептуальные идеи и помочь людям реализовать себя в рамках этих идей. Важно понимать персонажа и дополнять это понимание выверенными движениями камеры – чтобы создать эмоциональное, но не сентиментальное воздействие. И музыка для этого жизненно необходима. Режиссер Стивен Фрирз был моим наставником в Государственной школе кинематографии и телевидения, и одна из самых важных вещей, которым он меня научил, – не мешать другим талантливым людям работать. Необходимо иметь здоровую самооценку и быть достаточно
гибким, чтобы не вмешиваться в чужую работу».

Оба композитора ведут твиттер: https://twitter.com/michael__price       https://twitter.com/DavidGArnold

У каждого значимого персонажа в сериале есть своя тема и свой инструмент, которые переплетаются, меняются, транспонируются, искажаются в зависимости от происходящего на экране.

Посмотрите, например, как выглядит "Свадебный вальс для Джона и Мэри", написанный Шерлоком:


Но об этом в следующем посте из серии "Музыкальные моменты".


Полный саундтрек третьего сезона: https://www.youtube.com/watch?v=3gFatKdnyB4
Полный саундтрек второго сезона: https://www.youtube.com/watch?v=D1UIIfS9wAM
Полный саундтрек первого сезона: https://www.youtube.com/watch?v=MWksKcB8DeE

Маленькие зарисовки об инструментах:

Скрипка — старинный инструмент с удивительно лиричным голосом. На нем можно взять ноту любой высоты (в пределах диапазона инструмента). Чтобы музыка звучала красиво, исполнитель должен обладать хорошим слухом. В зависимости от его мастерства мы услышим или голос ангела, или противные визги. Основной инструмент в симфоническом оркестре, часто солирует. Первая скрипка (концертмейстер оркестра) — второй человек после дирижера, иногда может и сам дирижировать оркестром.

Скрипка - инструмент Шерлока.



Виолончель — тоже струнный инструмент, только ниже тоном. По частотам соответствует человеческому голосу, да и по тембру тоже. Виолончель играет, словно беседу ведет со слушателем на равных.

Контрабас — из той же породы струнных, что и скрипка. Гораздо реже используется, как солирующий. Его нельзя удержать в руках, он стоит на полу. Зато его очень любят джазовые музыканты.

Фортепьяно — относительно простой для исполнителя инструмент. В нем только один чистый интервал — это октава (и еще прима, если быть точным). Остальные частоты распределены равномерно по 12 клавишам, поэтому он фальшивый. Композиторы имеют проблемы сочетания рояля с духовой группой, которая фальшивить не может. Выразительные возможности его очень велики — не инструмент, а оркестр. Это инструмент бравого солдата Джона.

Валторна — медный духовой музыкальный инструмент. Всегда играет чистыми звуками, фальшивить не умеет по определению. Столб воздуха всегда звучит согласно физическим законам. Валторна хорошо передает грустное или торжественное настроение.

Кларнет — деревянный духовой инструмент. Первый кларнетист (концертмейстер духового оркестра) в духовом оркестре все равно, что первая скрипка в симфоническом. Очень сложный технически инструмент. Один из основных инструментов джаза благодаря своему романтическому тембру и выразительности, вообще один из самых востребованных инструментов в музыке. Наш Джон Ватсон умеет немножко на нем играть.

И еще немножко о другом замечательном произведении - музыке В. Дашкевича:

"Дуэт Дашкевич – режиссер Игорь Масленников до этого уже работал на нескольких фильмах, но для сериала о сыщике им пришлось потрудиться особенно. Режиссёр долго пытался объяснить композитору, какую "британскую, имперскую" и в то же время ироничную музыку хотелось бы иметь в фильме, советовал посидеть у радиоприёмника, записывая на кассетник сквозь рёв глушилок музыкальные заставки ВВС к программе о культуре – Игорь Масленников считал, что эта музыка была похожа на то, что нужно в "Шерлоке Холмсе": "Это Британия, это империя, в ней и джентльменство, и ирония, и могущество, и оптимизм, и благородство…".
 Владимир Дашкевич обещал послушать, но несколько недель подряд забывал это сделать. Когда режиссер позвонил в очередной раз, композитор от раскаяния и отчаяния взял телефон на длинном шнуре, поставил его у рояля, сыграл первое, что пришло в голову, за секунду до этого не зная, что будет играть, и… попал в точку. Игорь Масленников настоятельно посоветовал Владимиру Дашкевичу сразу записать мелодию, чтобы потом не забыть. Композитор в своей памяти не сомневался, но послушался, так и не услышав ту заставку ВВС. Зато мы получили запоминающуюся и необыкновенную мелодию.
 Музыку для "Холмса" Владимир Дашкевич писал с удовольствием. Во-первых, он с детства любил Конан Дойля, а во-вторых, ему показалось, что русский "Шерлок Холмс" был интереснее и в каком-то смысле более английский, чем те английские вялые Холмсы и Ватсоны, которые раздражали композитора своей бестолковостью и непластичностью. Главное, что хотел передать Владимир Дашкевич – это сочетание присущего английскому менталитету оптимизма и большого чувства уважения и собственного достоинства.
 Среди отечественных музыковедов мелодия Дашкевича вызвала шок. До сих пор многие стараются найти в ней какой-то подвох. Композитор вспоминал: "Я приехал в Дом творчества композиторов, и там было два музыковеда. Они спорили о мелодии Дашкевича, причём один говорил, что это музыка позднего Пёрселла, английского композитора XVII века, а другой – что это музыка раннего Бриттена, композитора начала ХХ века. И вот они увидели, что я приехал, тут же заключили пари на бутылку коньяка, и налетели на меня со своим вопросом. И когда я им сказал, что никогда не занимаюсь этнографией, чужих мотивов не использую, а пишу то, что мне приходит в голову, они очень обиделись, и наверно до сих пор убеждены, что правды я не сказал, что где-то в каком-то томе, который они не нашли, а я раскопал, эта музыка была".


Tags: Шерлок: музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments