shamrockrovers (shamrockrovers) wrote in sherlock_serial,
shamrockrovers
shamrockrovers
sherlock_serial

Реальность или виртуальность? Эпплдор

Продолжаем разбирать теорию EMP/EDT, как ее понимают в англофандоме. Дело дошло до одной из самых сюрреалистичных сцен в сериале. Шерлок и Джон в гостях у Чарльза Огастеса Магнуссена. Вспомним, что нас оставили удивляться, как можно боевой пистолет с полным магазином пронести в особняк, хозяин которого помешан на безопасности. Почему Шерлок на слово поверил отсутствию материальных доказательств? Почему на лице у Магнуссена нет ни единого следа от выстрела?

Автор материала Solve_me_a_Crime:

Сцены в Эпплдоре придумал Шерлок
.


sherlock bbc

В начале “His Last Vow” мы видим, что Шерлока весьма интересует личность CAMа. Наш детектив с увлечением показывает Джону фотографии Эпплдора. Но это лишь проекция дома и его экстерьер. Интерьеры Эпплдора на фотографиях не представлены. Эпплдор для него — лишь точка на карте. Место, которое он визуализирует при помощи своего воображения.

Во всем эпизоде HLV, когда нам показывают Магнуссена в его Хранилище и в Эпплдоре — в начале, в середине, в конце серии — мы видим не реальный Эпплдор, а лишь представление Шерлока о нем, его фантазии об этом месте, где сосредоточено столько секретов. Он невольно помещает туда все эти символы, относящиеся к его собственной личности, делает это место похожим на свои Чертоги, архив же — сердце Эпплдора — похож на его собственную святая святых — 221б, на это есть прямые указания. Почему он это делает? Потому что Магс — это очередное зеркало Шерлока — кривое зеркало, отражающее “темную” сторону его личности в безобразном, гротескном преувеличении.

Можно сделать вывод, что и до и после ранения Шерлок определенно уже представлял себе Эпплдор таким, каким нам его показывают. Когда же он довел себя до вторичной госпитализации, сон/Чертоги вновь отобразили Эпплдор в таком виде, какими он себе их рисовал. Очевидно, придется признать, что любая сцена в Эпллдоре — чертоги Шерлока — это его представление о Хранилище секретов Маннуссена.

Это полностью поддерживается нереалистичным способом их показа — чего стоит огромная проекция фото девушки на стене перед Магсом в начале эпизода. А как Магнуссен отодвигает экран, показывающий сцену спасения Джона из костра. Они не скрывают, что это — компьютерная графика. Я даже не говорю о том, что, как убедительно доказала LSiT в своей "М-теории", Магсу совершенно не свойственны такие поступки, как похищение человека, это была очередная жестокая проделка Мориарти.



Все в Эпплдоре кричит о нереальности. Безучастность охранников, реплики CAMа (очень убедительная, подробная статья от isitandwonder). Нетипичное поведение Шерлока, о котором я уже писала в заметке о теории EDT.

Шерлок не знает, как на самом деле выглядит Хранилище Магса, и существует ли оно вообще. В конце серии он приходит к выводу, что Хранилища нет, но Магнуссен на Бейкер-стрит показал ему письма, компрометирующие Смоллвуда. Значит, что-то все-таки есть. Финальная сцена в Эпплдоре, случись она в реальности, не имела бы ни малейшего смысла. Это лишь проигрывание Шерлоком, находящимся в этот момент в больнице, имеющихся у него возможностей по защите Джона.

Что это значит? Как минимум, то, что Магнуссен не убит, а значит, Холмс — не осужден, но и вопрос с Мэри не решен. Да он и не через Магнуссена решается — это опять та же самая старая тема — Мориарти. Но это — основополагающая для сюжета сериала тема. Нужно смириться, что Мориарти присутствует зримо или незримо в каждом эпизоде.

Идея о нереалистичности всех сцен, происходящих в Эпплдоре не входит в противоречие с Теорией продолжающегося сна (EDT), ни с теорией Расширенных Чертогов Разума (EMP). Но, конечно, полностью "ломает" всю картину, если смотреть на все события HLV, случившиеся в Рождество (Примирение у Холмсов, Эпплдор, взлетная полоса), как на реально произошедшие.

И все это никоим образом НЕ УМОЛЯЕТ ЗНАЧЕНИЯ этих сцен, т.к. мы хорошо знаем, что сериал "Шерлок" — это прежде всего рассказ о детективе и его блогере, их взаимоотношениях и развитии их личностей. Зрителям дана возможность заглянуть в сон или Чертоги (не важно) Шерлока, проиграть вместе с ним ситуацию и последствия его поступков, что намного важнее, чем такая реальность, к которой, если сна не было и все написанное выше чушь, мы пришли в конце HLV. Думаю, излишне напоминать, что убийство злодея, пусть опасного, но безоружного, сравняло бы Шерлока с теми, против кого он боролся всю жизнь. В каком бы веке мы не жили, человеческие ценности остаются с нами. Это как в "Преступлении и наказании": как бы отвратительна не была старуха-процентщица, как бы справедливо не было ее уничтожить — ее нельзя убивать, просто нельзя. Потому, говорить о моральном росте Шерлока в 3 сезоне, если он действительно совершил убийство, можно лишь с огромной натяжкой, оправдывая, что он сделал это ради любви.
URL записи


Джон в Эпплдоре

sherlock bbc

Я уже писала о том, как нереальны интерьеры Эпплдора, о реакции Шерлока на убийство Магнуссена и об оценке его поступка. Настала очередь оценить поведение Джона во время сцены на террасе Эпплдора. Это очень короткая сцена, но очень говорящая и вызывающая горячие дискуссии.

Мы, зрители, хотим чтобы у Шерлока был хитрый план, а лучше 2-3 хитрых плана, как победить Магнуссена и достать компромат на Мэри. Мы также надеемся, что Шерлок посвятил в этот план или хотя бы в часть его Джона. Но надежды наши напрасны. Джон ничего не знает: ни того, куда они собираются, ни цели встречи с Магсом. И относительно Мэри нет никакого плана. “Do you want your wife to be safe?” — спрашивает Шерлок. Что это значит? Зачем он спрашивает? Все должно быть обговорено и не раз, разве не так? Прошло несколько месяцев с Разборок Уотсонов в 221б. Не может быть, чтобы они не разу не поговорили. Мы так надеялись, что Джон теперь посвящен в дела Шерлока, который полностью доверяет ему на этот раз. И что же мы видим? А видим то, что видит Шерлок ... в сне, спровоцированном морфином. Пока не видела другого возможного объяснения, может, Моффат покажет нам его. Впрочем, на это я бы сильно не рассчитывала — объяснять Рейхенбах он не торопится.

Я уже писала, что Джон в Эпплдоре действует нетипично для себя. Это сильный OOC, надо признать. Он беспомощен, медлителен и туп. Замечу, что именно так его характеризуют в начале "Безобразной невесты" (TAB). Но как же так? Ведь в начале HLV Джон так круто и совсем по-шерлоковски действовал в логове наркотов. Что с ним в Эпплдоре? Мало того, что бедняга дал себя нащелкать по лицу ради своей жены, он будто бы забыл, что его карман оттягивает тяжеленный пистолет (заряженный Browning L9A1 — весит 1 кг, трудно не заметить!). Магс говорит, что вся информация на Мэри у него в голове. Если ему так дорога Мэри, что мешает вытащить оружие и направить на безоружного Магса, и самому продолжить дело, которым занималась его любимая супруга в офисе магната? (Главное — у кого ружьё? Сомнительно, но в данном случае, не хуже действий Шерлока.) Но он не делает этого. Беспомощно взывает к Шерлоку: "У нас есть план?" (Есть ли у нас план, мистер Фикс? Да, у нас есть план!)


sherlock bbc
Замечательный гиф сделан sherlockspeare

Шерлок вытягивает пистолет из кармана Джона, говорит Магсу, что тот в нем жестоко ошибся и стреляет ему в голову. Т.е., как верно отметила Leaves in a Pond, Шерлок делает то, что мог бы сделать Джон раньше, еще до прибытия спецназа, будь он посообразительней.

Шерлок не спешил, делал все со своей обычной элегантной неторопливостью. Но как реагировал Джон, когда почувствовал, что Шерлок забрал у него пистолет? Никак, он даже приподнял руку, чтобы Шерлоку было удобнее залезть к нему в карман. Джон всегда адекватно реагирует на поступки Шерлока, всегда готов хотя бы попытаться удержать его от делинквентных поступков. Но сейчас он стоит и никак не реагирует на то, что пистолет теперь у Шерлока. Его показывают лишь в момент выстрела, издалека. Он повернулся в сторону упавшего Магнуссена. У него было примерно 5 секунд, когда он мог остановить Шерлока, не допустить, чтоб он принес себя в жертву. Но он ничего не попытался сделать.

После выстрела, когда Шерлок отбрасывает пистолет, Джон наконец выдает свое: "Christ, Sherlock!" Его лицо, его голос полны отчаяния. Он в ужасе поступка и слов Шерлока ("Передай привет Мэри. Теперь она в безопасности.") и от возможных последствий всего этого для Шерлока. Он явно поражен, парализован произошедшим. В этом сомневаться не приходится. Мы видим, что он прекрасно осознает, что его друг принес себя и дело своей жизни в жертву его семейному счастью. И он в шоке и отчаянии от этого. (Как и мы, зрители.) Но, постойте, как он может быть изумлен и поражен поступком своего друга? Ведь этого следовало ожидать, когда он позволил Шерлоку забрать пистолет. Разве нет? Для бывшего военного у Уотсона в этой части HLV очень замедленные реакции. Это сильнейшее отхождение от его характера — OOC.


sherlock bbc

Джон только что сказал супруге, что ее будущее — это его привилегия, после чего благородно позволил Шерлоку пойти на убийство, а после в тюрьму, и спокойно проводил в ссылку... Что?

Подобное бездействие никак не объяснишь с точки зрения логики, характера персонажа, всего повествования. Когда герои повествования действуют не так, как они действуют обычно, вопреки своему характеру, логике и здравому смыслу, возникают "сюжетные дыры", появляется ощущение, что сценарий не продуман, что он плох. Но ведь это Моффат! Он не пишет плохо, тем более для "Шерлока". Значит, подобный ООС Джона, да и Шерлока, можно рассматривать, как знак того, что все это не является реальностью, а лишь часть альтернативной реальности. В сериале "Шерлок" AU — это Чертоги Разума протагониста. So here we go — EDT/EMP (теория продолжающегося сна), сформулированная tjlcisthenewsexy.
URL записи
Tags: clueing for looks, Шерлок: Его последний обет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments