aneitis (aneitis) wrote in sherlock_serial,
aneitis
aneitis
sherlock_serial

Супергерой Шерлок Холмс

vpro, 23.12.2016
Rick de Gier

Интервью со Стивеном Моффатом и Марком Гэтиссом
Гуглоперевод с нидерландского

Сериал "Шерлок" BBC, адаптация детективов сэра Артура Конан Дойла, чрезвычайно популярен во всем мире. По словам Марка Гэтисса и Стивена Моффата, это главным образом потому, что они сохраняют верность исходному материалу.

"Мы хотим подчеркнуть это, люди: пожалуйста, не спойлерите. В крайнем случае вы можете высосать что-нибудь из пальца", - обращаются Гэтисс и Моффат к залу, полному журналистов, которые только что посмотрели первый эпизод предстоящего четвёртого сезона.

Такая осторожность понятна: "Шерлок" в настоящий момент является одним из крупнейших международных телевизионных хитов; предыдущий сезон был показан в 200 странах и только в Китае привлёк сто миллионов зрителей. Интернет кишит фансайтами, в которых ни одна деталь сериала не остаётся без обсуждения.

Гэтисс добавляет: "Ну, на самом деле "спойлеры" - не совсем правильный термин, так как главный поворот в этом эпизоде уже 120 лет как стал достоянием общественности".

Эпизод, о котором идет речь, основан на рассказе "Шесть Наполеонов" и называется "Шесть Тэтчер". Потому что, хотя "Шерлок" перенесён в современность, создатели постоянно обращаются к работам сэра Артура Конан Дойла, который написал о суперсыщике Шерлоке Холмсе четыре романа и 56 рассказов между 1887 и 1927 гг. Сами они считают, что это является основной причиной успеха.

"Конечно, там больше причин, - говорит Гэтисс. - Нам невероятно повезло с актёрами на роли главных героев: Бенедикт Камбербэтч и Мартин Фриман действительно являются Холмсом и Ватсоном своего поколения. Но помните, что это началось в 2010 году, когда они были ещё относительно малоизвестными. Тем не менее первый эпизод сразу же набрал очень высокие рейтинги. Это показывает, насколько до сих пор популярны рассказы Дойла. Холмс с его блестящей наблюдательностью и социально деструктивным поведением является шедевральным творением. И человечность доктора Уотсона прекрасно дополняет его. И потом, конечно, изобретательные сюжеты".



Моффат добавляет: "Которые, впрочем, сами по себе не подходят для экранизации. Мы делаем серии длиной в полнометражный фильм, но большинство историй обеспечивают лишь около двадцати-тридцати минут материала. Таким образом, мы должны придумать, чем заполнить ещё один час. Мы обычно обращаемся к конкретной истории, а затем добавляем свои собственные идеи и различные детали из других рассказов Дойла".

Не беспокоит ли их, что после тринадцати эпизодов материал Конан Дойла потихоньку истощается?

"Вовсе нет, - говорит Моффат. - То, что мы использовали до сих пор, даже не обязательно лучший материал. После первого сезона мы сказали друг другу: "Давайте сначала сделаем классические истории, а там посмотрим". Так мы и сделали: во втором сезоне у нас "Собака Баскервилей", и мы представили Ирен Адлер и профессора Мориарти. Но в запасе остаётся ещё столько историй и персонажей, которые по меньшей мере интересны. Мы можем ещё долго двигаться вперёд - по крайней мере, до тех пор, пока наши звёзды будут освобождать для этого своё время. Уже сейчас планирование съёмок превратилось в кошмар".

Общую любовь к Шерлоку Холмсу - или, как они сами это называют, одержимость - Моффат и Гэтисс обнаружили, когда они оба работали над научно-фантастическим сериалом "Доктор Кто". В поезде по дороге в студию Холмс был повторяющейся темой разговоров. Моффат вспоминает: "Мы тогда думали, что сделать современную версию Холмса будет на самом деле вполне логичным, ведь сам он тоже был для своего времени очень современным. Он любит использовать новейшие технологии; когда изобрели телефон, на Бейкер стрит появился аппарат. То, что теперь он использует смс и твиттер, не выглядит странным - это полностью соответствует видению Дойла".

Это не означает, что создатели "Шерлока" стремятся к всестороннему реализму. Гэтисс объясняет: "Мир Дойла носит явно фантастические черты; в некотором смысле, Холмс и Мориарти являются своего рода супергероями. Когда Шерлок демонстрирует свои сногсшибательные дедукции, это не может быть реалистичным, но вы как правило, должны быть в состоянии идти вместе с ним. Более того, мы считаем важным показать, что иногда он промахивается. В противном случае он станет скучным".

Придумывать эти дедукции Шерлока - решение дел на основе наблюдений - по мнению авторов, безусловно, самая трудная часть писательского процесса. "Дойл явно испытывал то же самое, - говорит Моффат, - потому что вы видите, как дедукции постепенно исчезают из его рассказов. По-видимому, он исчерпал свои собственные умные наблюдения в первых рассказах. С нами это тоже потихоньку стало происходить: в третьем сезоне было очень мало дедукций. Поэтому в четвёртом сезоне мы постарались выложиться по полной и вложить туда самое лучшее".

Гэтисс добавляет: "Вы не можете тупо копировать книги, ведь они чаще всего так или иначе связаны с определённой эпохой. Значит, вам нужно самим посмотреть вокруг глазами Шерлока. И тогда вы, к примеру, замечаете, увидев нож, что этот человек левша или правша - по тому, в каком направлении было намазано масло. Ради удобства мы просим всех причастных к сериалу записывать и приносить нам такого рода мелкие наблюдения".
Tags: интервью, создатели: Марк Гэтисс, создатели: Стивен Моффат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments