shamrockrovers (shamrockrovers) wrote in sherlock_serial,
shamrockrovers
shamrockrovers
sherlock_serial

"Шерлок": правила игры

Сериал "Шерлок" с каждым показом привлекает новых поклонников, и история шерлокофандома насчитывает шесть с половиной лет, с момента выхода на экраны "Этюда в розовых тонах" (июль 2010 года). Есть смысл ввести новичков в курс дела.

Моффат и Гэтисс создали настолько привлекательное шоу, что оно сразу обросло преданными и восторженными поклонниками. Главную роль в этом сыграла "химия" между блестящими актерами, великолепная режиссерская постановка, остроумный и интересный сценарий. Шедевр получился не сразу. Пилотная серия была признана неудачной, и на экраны не попала. Зато МакГиган сотворил чудо.

Весь первый сезон мы смотрели это вот так, в джоноватсоновском стиле.



Первый клиффхангер ничего особенного не представлял. Даже не очень переживали по поводу героев, ведь было очевидно, что ни Шерлока, ни Джона не убьют. Во втором сезоне сериал двигался по детективной линии с элементами гротеска. Огромная зрительская аудитория смотрела, разинув рты от восхищения, и... грянул Рейхенбах.

В Рейхенбахе накидали непонятных моментов. Дыры в повествовании, закономерно вылившиеся в вопросы. Почему кричала девочка? Кто был "кротом" у Лестрейда? Был ли Ричард Брук? И главное - зачем застрелился Мориарти и как спасся Шерлок. И что вообще означает этот странный диалог на крыше?

Хиатус был огромный, и фандом превратился в шерлокхолмсов. Серии уже пересматривали вот так:



И вот так:



Были выдвинуты многие теории о том, что произошло в последней серии. Мозговой штурм миллионов фанатов породил увлекательную игру под названием "проведи расследование в сериале". Создатели сами не ожидали такого отклика на свою затравку, и решили, что поддержат вызов в полном объеме.

Третий сезон вышел в совершенно новой концепции. Ответа на Рейхенбах не последовало, зато первая серия показала всем четко и ясно, что началась игра со зрителями. Создатели остроумно или не очень обозначили наличие фандома, увлекающегося построением теорий (клуб "Пустой катафалк" под руководством безумного "эксперта"), а также дали понять, что в ближайшем будущем раскрывать тайну не намерены (устами Шерлока рассказали миру "окончательную", но очевидно фейковую, версию).

Новая концепция была уникальной. По крайней мере, я не знаю ничего подобного. Сериал-детектив превратился в интерактивный квест, в котором зрителю предлагалось (тому, кто хочет, конечно), проводить собственные расследования. Этот квест был сквозным, на протяжении от 6 эпизода и до последнего снятого, включая "Невесту" и мини-эпизод. В интерактиве участвовали блоги персонажей, а позже мы увидели объявление в газете. Не далее как вчера, в реальном времени в твиттере было расследование дела, и постоянно вмешивался Шерлок Холмс. Не только народ шел к сериалу, но и сериал пошел к народу.

Для реализации стратегической идеи квеста была придумана специальная тактика. Она заключается в следующем: говорят одно, а показывают другое. Имеющий уши, да слышит. Имеющий глаза, да видит. В идею квеста были посвящены ключевые фигуры постановки: сценаристы (естественно), художник-постановщик (Арвел) и композиторы. Сценаристы словами и игрой героев вели одну линию, декорации и музыка - другую. Актеры выступали пешками, поскольку им давали сценарии каждой серии последовательно, без общей картины. Моффат сам говорил, что он не терпит советов от актеров, поэтому они играли только то, что он им объяснял.

Итак, когда мы смотрим сериал, мы должны держать это в голове. Музыка и обстановка ведут один сюжет, слова персонажей и игра актеров - другой. Это факт.

И этот факт произвел взрыв в фандоме после третьего сезона, великий Раскол. Я помню запись в старом СОО, где юзер жаловался на то, что его все время заставляют думать, а он хотел просто посмотреть историю в духе первых сезонов. Этот пост собрал тысячи комментариев. Не зря у нас прикрепленным постом висят правила обсуждения эпизодов. Все это уже один раз пройдено, не хотелось бы деструкции фандома вторично.

В итоге зрители разделились на группы. Большая часть обиженных и разочарованных просто покинула фандом, потому что не смогли принять изменившейся концепции и постоянного противоречия на экране, вызывающего удивление пополам с негодованием ("что это было и зачем?"). Вторая часть не заметила ничего криминального, и продолжала в духе джонаватсона увлеченно любоваться постановкой. Третья часть сообразила, что с ними играют, и в эту игру включилась.

С той поры появилось множество аналитических мет, разборов, обсуждений со стороны многих образованных и не очень образованных, но увлеченных людей. Это не СПГС, это именно игра с создателями, которую они затеяли и разрекламировали почти неоновыми буквами в "Пустом катафалке".

Конкретный пример: кусок сюжета от выстрела Мэри до прощения в доме Холмсов.
Версия один. Что было сказано? Что Мэри выстрелила в Шерлока для того, чтобы его задержать до прихода Джона, что стреляла она "хирургически" безопасно, и не ее вина, что Шерлок умер по дороге. Шерлок, поняв мотивы Мэри, донес до Джона идею о хирургии. Джон, немного поломавшись, простил и благородно выбросил флешку в огонь.

Версия два. Что было показано? Был показан выстрел в сердце, что исключает любую возможность "хирургии". Шерлок умер, как и задумывалось стрелявшим, но по счастливой случайности, выжил. Джон, профессиональный военный хирург, был в курсе того, где у человека располагается сердце. Он не поверил объяснениям, но игру принял. На рождестве он выбрасывает в камин подложную флешку. Об этом говорит вид этой флешки и музыка за кадром. Все версии подобного рода в нашем СОО располагаются под тэгом "ключит" (clueing for looks).

Можно копнуть глубже, проявится версия комы/сна. Ее (кому) показывают с устрашающей медицинской точностью, намекая на состояния, препараты, поврежденные органы, даты и т.д. Шерлок после "Рейхенбаха" постоянно то в больнице, то под наркотиками, то в Чертогах... То почки, то песок в легких, то удушение...

Никто из смотрящих не знает, какая из трех версий окажется правильной: от актеров, художника/композиторов, или теория комы (о, которой, возможно, знали только Моффат и Гэтисс). Этого создатели пока не говорят. Однако принцип игры заключается в том, что она должна кончиться с каким-то результатом. Иначе это не игра. Мы должны увидеть ее завершение, и должны понять, кто победил. Иначе смысл в это ввязываться?

Моффтиссы уверены, что победят они. Печалит, что для решения квеста осталось всего 90 минут. Неужели они успеют развязать этот гордиев узел, который затягивали целых 8 эпизодов?

Если они оставят все как есть, это будет большое разочарование для игроков.

Тогда это будет по анекдоту:

В израильском кафе суетливая мать режет пополам огромный бутерброд, кладет половину на отдельную тарелочку и торжественно говорит ребенку лет семи: «Всего пол-бутерброда - и тебя ждет сюрприз!». Изнывая, пыхтя и постанывая, ребенок запихивает в себя еду. Мать, радостно меняя тарелки местами: «Сюрприз! Еще пол-бутерброда!!»

Tags: модераторское
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments