dragon_size (dragon_size) wrote in sherlock_serial,
dragon_size
dragon_size
sherlock_serial

Шерлок в двойном капкане, или Я имею право чувствовать боль

В недавнем посте shamrockrovers "Как убить Шерлока Холмса" развернулась интересная дискуссия. О том, почему так много обиды и агрессии возникло у зрителей после третьего и четвертого сезона "Шерлока" и имеет ли это отношение к самому сериалу или это зрители попались какие-то не такие (если судить по реакции авторов сериала). По просьбе участников сообщества выношу сюда свой развернутый комментарий на эту тему.

Как мне кажется, реакция фандома на то, что происходит с сериалом, именно сейчас - очень здоровая. Нам не нравится то, что делают с Шерлоком, и это ключевой момент.

Нам не нравится, что делают с Шерлоком.

Эта фраза важна, потому что она маркирует отношение к агрессии. Агрессия бывает не только физической, а психологической и вербальной. Агрессия - это разрушение. Это нападение на то, что было целостным и больше таковым не является. Агрессия - это процесс насильственного разрушения мира, даже если это художественный мир. Даже если это нарратив. Особенно если это нарратив. Нарратив создает ощущение логичности и связности мира, он дает нам понимание того, что, например, мы в своем уме или не видим сон. А когда нарратив разбивается, это равносильно тому, что разбивается сознание. Я не шучу. Постмодернизм отвратителен не потому, что продает дешевки вместо шедевров. Это было во все времена. Постмодернизм отвратителен потому, что оправдывает агрессию на базовом уровне - на уровне текста. Рваный текст, в котором нет смысла, больше не является проблемой. Наоборот - с вами играют! Понимаете? Ирония, которой постмодернизм оправдывает свои выверты, это не более чем смех садиста, который запрещает вам возмущаться тем, что с вами делает, чтобы вы поверили в его искривленную реальность. Это двойной капкан: "Вы не можете плакать, вы не понимаете, вам не должно быть больно". Нам должно быть больно. И нам больно. Это правда. И она имеет право на существование. Потому что цельный, теплый, яркий текст попытались порвать на куски и сказать, что это нормально. Это ненормально. А согласиться с тем, что такая игра естественна и здорова, значит реагировать как жертва, которая готова на все, только бы агрессор не сделал ей еще больнее. Я счастлива, что фандом перестал реагировать, как жертва. Это здоровая реакция. И если она агрессивна - прекрасно. Нам больно. Нас обманули. Нас не имели права обманывать, потому что именно мы - те, ради кого делался этот фильм. Именно мы - те, благодаря кому канал имеет возможность продавать рекламное время при показе сериала. Именно мы - заказчики и аудитория, по результатам реакции которых дают премии и принимают решение о продолжении или закрытии сериала. И говорить нам: "Смотрите или уходите" означает пытаться убедить нас в том, что наша роль исчерпывается пассивной реакцией. То есть, ролью жертвы.

Мне не нравится такой подход. Мне не нравится, что авторы используют его, пытаясь оправдать свои проблемы. Поэтому каждый раз, когда у меня появляется возможность высказаться на эту тему, я ее использую. И я рада, что фандом реагирует именно так. Это говорит о здоровье и способности отвечать на агрессию адекватно.

Попробую описать коротко, как я вижу ситуацию, потому что в источниках, которые я читала, она не описывается так сжато, как я ее описала здесь. Дело в том, что есть два уровня функционирования (простите за сленг, не знаю, как еще это назвать) личности - вербальный и довербальный. Довербальный уровень - это уровень маленького ребенка, который еще не умеет говорить. Считается, что на этом уровне ребенок воспринимает мир, в основном, через эмоции и телесные ощущения. Вербальный уровень - это уровень подросшего ребенка и взрослого, на котором мы можем познавать мир и себя в том числе с помощью языка. И тут начинается самое интересное. Потому что язык, по мнению многих ученых, это далеко не только средство общения. Это способ структурировать мир. "На базовом уровне" означает на уровне базового текста, который существует в голове у человека как имманентное представление о мире. То есть, внутреннее, существующее как настройка по умолчанию. Этот текст может быть гармоничным, а может - смятым, деформированным. Это не так сложно сделать - идея двойного капкана, о которой я писала, строится на этом - если человеку, который от тебя эмоционально зависит, в течение долгого времени посылать противоречивые сигналы, например - "обнимай меня, не трогай", "иди туда, но я буду чувствовать себя несчастной" и так далее, он постепенно начнет терять ощущение реальности и цельности мира. На уровне текста это может происходить как распад истории. В "Шерлоке" это очень хорошо видно на примере третьего и четвертого сезонов: если вначале мы следили за тем, что происходит с героями, и история развивалась и росла естественным способом, то сейчас ткань повествования порвалась, и зрители пытаются собрать обрывки, чтобы создать картинку, даже не будучи уверенными, что она существует.

Вот это очень важно. Когда мы обучаемся говорить, нам на базовом уровне посылают сигнал: "Мир упорядочен, в нем есть смысл, о нем можно говорить". Мы принимаем его, и это становится нашим инструментом во взаимодействии с реальностью. Не зря нам делается легче, когда мы проговариваем наши проблемы, когда говорим о боли или страданиях, - и не зря люди, пережившие сильную травму, буквально не могут о ней говорить. Жертвам агрессор напрямую запрещает говорить о том, что им плохо. Потому что сказать - значит осознать. Именно поэтому, как мне кажется, постмодернизм так цепляется за иронию и нежелание обсуждать "чувства" зрителя и читателя, говоря об игре, которая не стоит того, чтобы воспринимать ее серьезно, - потому что за этим стоит агрессия и нападение на текст, попытка взорвать его, чтобы, грубо говоря, засыпать всех осколками своей разбитой реальности.

Агрессия бывает разной. Агрессия человека, который понял, что ему делают больно, - здоровая. Кроме того, сказать: - Мне больно. Я вижу, что мне причинили зло. Я не хочу, чтобы это происходило. - означает признать, увидеть и прекратить насилие. Это первый шаг, но без него невозможны дальнейшие действия. Три года назад, когда вышел третий сезон "Шерлока", в котором историю просто уничтожили, большая часть фандома сказала: - Хорошо, мы будем играть в эту игру. - и начала придумывать свой сериал, взяв на себя роль авторов. С моей точки зрения, это поведение жертвы, - абсолютно нормальное в ситуации, когда тебе причиняют боль, а ты не понимаешь, что происходит. А вот сейчас все изменилось. Сейчас либо стало так больно, что уже невозможно стало терпеть, либо просто жестокость стала сама по себе очевидной. Знаете, почему агрессоры чаще всего стараются не быть слишком жестокими или на время могут стать добрыми? Потому что иначе жертва поймет, что происходит. И ответит. Что будет совершенно здоровой реакцией. Что мы сейчас и видим. В прошлом сезоне фандом ударили по голове, дав ему Мэри, стреляющую в Шерлока, и Шерлока, который перестал быть собой, и фандом стерпел, потому что в этой игре запрещено критиковать чужой дискурс и называть действия, а в этом ситуация стала настолько абсудной и неестественной, что авторы утратили доверие зрителей, то есть, перестали быть значимыми для них людьми. Теперь их слова не воспринимаются как нечто ценное или значимое, - и они сами сделали так, чтобы это произошло, шаг за шагом разрушая веру в надежность их сообщений. До определенной степени это было верной стратегией, чтобы держать жертву в постоянном напряжении и не давать ей сорваться с крючка (перестать смотреть сериал), но агрессоров всегда подводит жадность. Они хотели больше - и потеряли все. Поэтому меня не удивляют отрицательные рецензии и гнев зрителей. Это то, чего Моффат и Гэтисс последовательно добивались, мучая людей невнятными историями и попытками убедить в том, что в пустой комнате есть кошка или на короле надето платье. Король голый. Сказать об этом - в определенный момент означает совершить акт агрессии. Но это нужно для того, чтобы стать свободным.

И тогда это будет просто сериал :) Который мы обожаем, потому что первые два его сезона прекрасны.
Tags: Шерлок: 4 сезон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments