Немешайте Мнеделатьглупости (veriochen) wrote in sherlock_serial,
Немешайте Мнеделатьглупости
veriochen
sherlock_serial

Мужчины на грани нервного срыва

Эпиграф:
- Вот я и говорю, - сказал Шалтай-Болтай. - Все на одно лицо: два глаза (и он дважды ткнул большим пальцем в воздухе)... в середине - нос, а под ним - рот. У всех всегда одно и то же!
Л. Кэролл «Алиса в Зазеркалье» (перевод Нины Демуровой).


Но сейчас не об Алисе, хотя как раз к ней отсылок тьма тьмущая, и в этом сезоне тоже.

Поговорим о другом: есть еще совы, не натянутые на глобусы, и свободные глобусы тоже есть. Честно, все, что далее: — притянуто за уши, спорно, субъективно.
Но у нас же тут трэш, угар, постмодерн и содомия.

Итак, детектив, где верховодят эмоции, где секс приобретает странные формы, где штампы уже беззастенчиво переносят зрителя на территорию китча, дурного вкуса и Болливуда.
Где возникают давно забытые родственники, где воскресают умершие, где действие стремительно перемещается из ток-шоу в больничную палату, а семейные скелеты сыпятся из шкафов и сами укладываются штабелями. Много вопросов, масса негодования.

А ведь это удавалось кое-кому на протяжении многих лет, и иногда даже получалось нечто шедевральное. Кто-то чувствует себя на этой территории как дома. Кто это?


«Эта женщина — его отец».
(«Все о моей матери/Todo sobre mi madre» (1999))


Речь пойдет об испанском режиссере Педро Альмодоваре. Мысль о его работах возникла на стадии просмотра трейлера второй серии и появлением «страслого и ужаслого»* Калвертона Смита.

*(Примечание: мне ужасно понравился этот пост о творческом методе Моффата, и оттуда я стырила эту формулировку).

Вот кого секс не пугает ни в каких формах, никакой рефлексии. А также другие закрытые и запретные темы. Педофилия, инцест, смена пола, пересадка органов — все это щедро заправлено детскими травмами, наркотиками, ужасающими болезнями (спид, рак, кома, потеря памяти — куда же без этого), и конечно, потерянными и найденными (в том числе воскресшими) родственниками. И еще убийства. Причем стреляет даже кость от хамона.

Педро Альмодовар на данный момент снял 20 полнометражных фильмов, и почти все или детективы, или содержат детективную составляющую.

Хотя со злодеем во второй серии на деле оказалось все не так однозначно (о сходстве Калвертона Смита и Падре Маноло/синьора Беренгера из «Дурного воспитания» мы поговорим ниже), финал с внезапно возникшей сестрой («Здравствуйте, падре. Я — Игнасио!») уже просто кричал в лицо: тащи сову и глобус! ищи отсылки! Отсылки сразу начали находиться, некоторые совы хорошо налазили на глобус, некоторые с огромным скрипом, но дальше была третья серия.

Третья серия

И тут, еще до семейных скелетов из шкафа, на нас сразу вываливается самолет, летящий неизвестно куда, полный спящих пассажиров.


"Я очень возбужден"/"Los amantes pasajeros" (2013)

У Альмодовара, правда, спит только эконом-класс, а бизнес — бодрствует. Зато в нем сидит Магнуссен владелица элитного борделя для самых высокопоставленных особ (включая королевскую семью). И нее есть компромат на всех клиентов. Поэтому за ней ведет охоту наемный убийца. Если вы не смотрели, то уже догадались, где она хранит свой компромат?


Далее — у нас сидит Майкрофт и смотрит фильм!
Фильм снят специально (точных данных я не нашла, опираюсь на слова сообщников), имитирует детектив-нуар 1940-х).


Это просто самый любимый прием Альмодовара — в фильме должен быть фильм, часто его там снимают, часто смотрят, иногда озвучивают. Если нет фильма, там есть спектакль. Иногда, и то и другое. Еще ток-шоу часто и реклама.
Например, в "Поговори с ней"/"Hable con ella" (2002) есть целых три спектакля и фильм.
Специально снятый черно-белый фильм. Имитирующий немое кино начала века.


Далее — упоминается Оскар Уайльд, спектакль «Как важно быть серьезным» и леди Брэкнелл.
И тут просто невозможно не вспомнить вот о чем:





«Все о моей матери». Пьеса. По мотивам фильма.
Персонаж — Agrado (Радость).
Та, которая работал дальнобойщиком, а потом сделал операцию (частично) и пошла на панель.
Коронная фраза:

Извините, если кого-то коробит, но это так прекрасно подходит к ситуации с фан-сервисом…

Коллажи — еще одна любимейшая тема товарища Педро, встречается точно в большей половине фильмов (не буду утверждать, что во всех, точно не помню).
"Разомкнутые объятия"/ "Los abrazos rotos" (2009)


Конечно, в сериале и раньше много чего висело на стенках - но тут прям вот как надо.


УПД: Еще СОВИЩА!
Наложение отражений
"Поговори с ней"




Злодей

Вернемся к «страслому и ужаслому».
Лично для меня, после информации о реальном прототипе Калвертона Смита — Джимме Сэвиле , итоговый образ в сериале несколько померк — реальный гораздо страшнее. Кстати, трупами он тоже интересовался.
Джимми Сэвил


Еще о реальных прототипах: упоминаемый Генри Холмс — действительно необычайно красочный персонаж, помимо серийных убийств (действительно зверских), там еще невероятное количество успешных афер и мошенничества.


А поймать его смог только частный детектив, расследовавший одно из темных дел со страховкой (страховщики его наняли, разочаровавшись в полиции), причем ему потребовалось несколько лет. История просто напичкана ВОТЭТОПОВОРОТами. Это к тому что, реальность часто дает фору искусству.
Вот тут можно почитать об этом .
Кстати, Педро Альмодовар часто находил идеи и вдохновение в вырезках из газет.

Так вот.
Джимми Сэвил — Калвертон Смит — Падре Маноло/Синьор Беренгер.
Калвертон Смит


"Дурное воспитание/La mala educación" (2004)
Падре Маноло


Сеньор Беренгер


В «Дурном воспитании»: падре Маноло — герой рассказа-воспоминания о прошлом, в настоящем — он расстался с саном, и теперь его зовут сеньор Беренгер. В качестве падре он совращает ученика, в качестве Беренгера (через полтора десятка лет) - убивает его. Конечно, масштабы не сравнимы с Сэвилом/Смитом, но тут мы очень плотно знакомимся с преступником лицом к лицу.
Беренгера и Калвертона объединяет непреодолимое желание исповедаться. При этом никаким раскаянием там не пахнет вообще.
Сэвил и Беренгер — преступники, оставшиеся по сути безнаказанными, и главное — считающие себя в праве. То есть не осознающие своей вины.
И да, в «Дурном воспитании» - много автобиографического для режиссера. Причем не только в фигуре Энрике Годета (режиссер), но и в Игнасио (друг детства, позже ставший трансом, жертва злодея).
В общем, если вам было не страшно, пока вы смотрели сериал, вот вам все эти злодеи пакетом.
Авось, напугаетесь.

Остальные совушки

«Женщины на грани нервного срыва/Mujeres al borde de un ataque de nervios» (1988)
Гаспачо со снотворным: все выпили и заснули.


сцена рождества в родительском доме


Магнуссен — и гигантская резиновая...
[я предупреждала!]

«Поговори с ней». Медбрат, влюблен в девушку, находящуюся в коме, за которой он ухаживает. В конце концов, она оказывается беременной. А зритель догадывается, что ему не просто так показали немой фильм, в котором персонаж уменьшился и залез в … свою возлюбленную.


Вырезанная сцена в больнице с приходом Магнуссена.


Многие рассматривают эту сцену как sexual harassment.
А про то, что сцена в больнице Калвертона дублирует и перекликается с этой, уже много раз написали.

По сути, «Поговори с ней» - это вывернутая сказка о спящей красавице, а мы ведь тут так любим сказочные аналогии. Ну, то есть как вывернутая — в народном оригинале принц не просто поцеловал принцессу…
Кстати, во основе "Поговори с ней" - реальная история, о которой Альмодовар прочел в газете. Только действие там происходило в морге. Привет, Калвертон Смит.


Мужчина в платье, нам срочно нужен мужчина в платье.
"Дурное воспитание"


А, вот он.



Обои — это совсем притянуто за уши (да, да, обои есть почти везде), но у Альмодовара в очень многих фильмах, и в «Шерлоке» - обои — практически персонажи второго плана. По крайней мере, и там и там о них трудно забыть, они врезаются в память.
"Все о моей матери"




Ну, там еще по мелочи - псевдо-рекламные ролики, ток-шоу, туповатые полицейские, масса самоцитат...
Роль женщин, опять же...
И важная составляющая - и то, и другое - это очень красиво.

А еще последние фильмы Альмодовара, скажем так, удручают. При этом он уверен, что все круто, отлично получается, никогда не получалось так хорошо... Но ведь это не делает хуже предыдущие фильмы.. В отношении сериала - утверждение несколько сомнительное, но все-таки.

Итоги — у каждого свое кино.

И все это к чему? Зрительское восприятие. Зрители — разные. Каждый смотрит свой фильм, исходя из собственной картины мира. Зритель всегда соавтор.
То есть спорить о том, что вот это есть, а вот этого - нету, бессмысленно. Но интересно.

П.С. В процессе выяснила, что у Альмодовара есть короткометражка 2009 года «Советница-каннибал», уже по названию прекрасно прикручивается к теме (особенно к злодеям. Особенно с учетом проекции Дональда Трампа на Калвертона Смита).
Tags: Шерлок: 3 сезон, Шерлок: 4 сезон, Шерлок: Безобразная невеста, Шерлок: Его последний обет, Шерлок: Последняя проблема, Шерлок: Шерлок при смерти, Шерлок: мнение, Шерлок: параллели, Шерлок: персонажи, аналитика и меты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments