shamrockrovers (shamrockrovers) wrote in sherlock_serial,
shamrockrovers
shamrockrovers
sherlock_serial

"Шерлок" как видео-садхана от гуру Моффата

Краткое содержание статьи: последние семь серий мы наблюдаем медитационный трип гуру-Моффата.

Это прямое продолжение моего поста про нереальность мира, показанного в четвертом сезоне, в котором изложу свое видение о сути показанного. Разумеется, о чем хотели сказать создатели, знают только они, но они молчат. Судя по интервью, это принципиальная позиция Моффата. "Смотрите телевизор и достраивайте картинку", - советует он прямым текстом. Кто, мол, сможет, молодец. Кто не сможет, их проблемы, мы дали все, что сочли нужным. Поскольку разъяснений не будет, приходится разбираться самим.

Нас предупреждали. Вы же помните, что нас предупреждали? "Грядет восточный ветер".



Если конкретизировать, то можно увидеть в "Шерлоке" видео садхану. Назову этим словом любую духовную практику, ведущую к постижению смысла жизни, то есть, решению "последней проблемы". Вернее, финальной проблемы, завершающей, окончательной задачи человека, пришедшего в этот мир.

Представим себе ситуацию, что Моффат вообразил себя Духовным Учителем и решил донести до масс видео-урок, в котором он странным для меня образом с использованием западных кубиков объединил философию Тибета (буддизм), Индии (йога) (может быть, чего-то еще, например, Каббалы) и сложил из них слова: сансара, лила, майя и карма.

"Грядет восточный ветер", было сказано неоднократно. Поэтому попытки собрать смысл показанного, исходя из западных философских и христианских понятий, обречены на провал. Потому что здесь совсем другой посыл.

В восточной философии другой взгляд на проблему добра и зла, которые становятся относительными категориями. На проблему жизни и смерти, поскольку смерть рассматривается как определенная ступень в цикле перерождений. Убить - не хорошо, и не плохо. Смерть - преходящее состояние и т.д. Ту же относительность приобретает правда и ложь.

Тибетских и индийский учений много, но Моффат запихнул почти все Сверхидеи, которые он почерпнул, по крайней мере, из ведических философий.

Например: мир - божественная Игра Моффата Брахмана (Лила), все вокруг это майя (иллюзия), мир - сон Моффата Бога, Вселенная "Шерлока" - отражение Моффата Бога, который смотрится в зеркало, причем множественное отражение. События, происходящие в мире - события зазеркалья бога. Знакомо, да?

Для общего взгляда на проблему можно не читать тома Шри Ауробиндо, можно погуглить хоть Гуру типа Саи Бабы и оценить масштабы влияния этих личностей.

Теперь я задумалась, а не указал ли Моффат источник своего Духовного Учения? Переход на восток, очевидно, начался после падения с крыши (которое привело к смерти или коме).

Что последовало за Рейхенбахом?

Many Happy Returns. Много счастливых возвращений. Прямо и без обиняков. Это сансара (цикл перерождений в буддизме).

Первое появление Шерлока - Тибетский монастырь. Второе - Индия (Нью Дели). Потом Германия, что-то около Гамбурга. Может быть, там какой-нибудь духовный восточный центр? Не знаю.

Юноша, умерший в машине перед домом родителей, на самом деле должен был быть в Тибете.

Слон в комнате. Индийское животное в комнате. Постоянные игры, особенно шахматы, ведущие свое начало из Индии.

Мое личное ощущение после конца просмотра было сродни ощущению по-крупному "разведенного лоха". Потому что мне навязали то, что мне совершенно не нужно, причем навязали это жульническим и примитивным образом. И суть, и форма ее изложения мне совершенно не интересны. Я изучала индийскую и буддистскую философии, но в итоге от них отказалась. Могу сказать, что в книгах все изложено ясно, понятно, без насилия над личностью. Хочешь - принимай, не хочешь - никто за рога не тянет.

Что произошло со зрителями (не со всеми, конечно)? Тем, кто ожидал продолжения приключений про Шерлока Холмса и доктора Ватсона в духе 1 и 2 сезона, впарили иллюстрированную энциклопедию восточных философий, без предупреждения, тем самым выбив почву под ногами и нанеся удар по основам мировоззрения. С позиций высокой трибуны просто разорвали шаблон и проехались по мозгам. Вивисекция и эксперимент в многомиллионном масштабе. Игра, только с нами, а не с Шерлоком. Кто выживет в мясорубке Шерринфорда.

В 1 - 2 сезонах был "западный" традиционный Шерлок. С западной принятой моралью добра и зла, с принятыми понятиями о жизни и смерти. Идеи лучшей в мире дружбы и помощи были сняты красиво и талантливо, харизма актеров сияла, как маяк, МакГиган сотворил чудо, и миллионы зрителей были увлечены этой сказкой.

Но Моффат решил превратить этот фильм из старой доброй сказки с героями АКД в "иллюстрированный справочник по восточной философии", поставив над зрителями эксперимент. Он перевел Шерлока из мир реалий в мир восточной философии - мир Божественной игры (Лилы) и в мир отражений Бога. Все происходящее в 3 - 4 сезоне можно рассматривать как загробную жизнь, а можно как реальную. По восточным понятиям, это одно и то же, все игра, все сон бога, все его отражения. Добро и зло, ложь и правда становятся относительными, потому что все является игрой, и все привязано к циклу перерождений. Убили? Невелика беда. Наоборот, получишь прибавку к карме и пойдешь на следующий цикл перерождения с "плюсом". Смерть перестает быть трагедией, потому что является просто ступенькой в цикле общего развития с перерождениями. Последователи йоги не говорят "кто-то умер". Они говорят, "он расстался с физическим телом".

Все, что мы видим в 3 - 4 сезонах, это Майя, иллюзия.

Из Википедии: Майя — созданная творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий, и цель адепта путём отречения от соблазнов, постижения высшего начала преодолеть цепи майи, выйти из бесконечного круговорота сансары. Именно это нам и показали.

Живые герои превратились в живые идеи. Они перестали жить, они начали выполнять роли, иллюстрирующие замысел рассказчика. Они стали аватарами идей.

Шерлок, как олицетворение идеи о сансаре, решает "последнюю проблему", или "главную задачу". Главная задача - путем духовного развития выйти из плена иллюзии и закончить круговорот перерождений. Поэтому любое продолжение 4 сезона является бессмысленным, потому что задача рассказчика и его живой куклы решена.

Эвр, как олицетворение идеи о Божественной игре (Лиле) втягивает героев в игру. Лила - это изначальная игра. У нее нет законов, у нее нет чувств и морали. Лила аморальна. Для нее нет понятий добра и зла, жизни и смерти. Это бесконечная игра ради игры. Захочет - пострадают плохие, захочет - хорошие. Может быть все наоборот.
Когда это понимает адепт, Лила теряет свою силу над ним (ну вроде так полагается думать). Нам показали, что Шерлок вырвался из ее плена. Теперь игра над ним не властвует.
"Это больше не игра".

Мориарти поддался Лиле за пять минут, и погиб. Убил себя собственными руками. Начальник тюрьмы поддался Лиле и погиб. Все, кого затягивает Лила, в конечном итоге получают страдание.

Прямо к йогической философии отсылает нас легенда о встречи в Самарре, поскольку у йогов считается, что момент рождения и смерти человека строго предопределен.

Посему зрителю надо сделать выбор. В этих двух измерениях одновременно существовать невозможно. Или вы существуете в традиционной реальности Шерлока первого-второго сезонов, или это майя третьего-четвертого-спешла. Выбор, поставленный психопатом Эвр Моффатом. Надо принять что-то одно или вообще выйти из игры.

С этой точки зрения теряют всякий смысл осознанные разборы семи серий с позиций западного мышления и морали.


Нельзя не вспомнить Тимоти Лири, который продвигал психоделики типа ЛСД для расширения границ сознания. В частности, у него есть даже прописанное руководство по путешествию по "Тибетской книге мертвых". Наркотики так активно выдвигаются на первый план в "Шерлоке" 3 и 4 сезона в качестве активирующего средства для мозгов, что я сильно начинаю подозревать гуру-Моффата в продакт-плейсинге. Отсылки к путешествию по "Тибетской книге мертвых" в "Шерлоке" имеются.

Еще момент: принцип познания мира на Востоке и на Западе.

Западный рациональный человек, решая проблему, начинает рассуждать, так, как это делает Холмс, методом дедукции. Восточный человек сядет медитировать, иногда под действием "активаторов". И в медитации человек расслабляется, отключается, и погружается внутрь собственной вселенной (или наружу, в Космос, что по сути одно и то же), и находит нужные знания именно таким путем. Это в восточной философии способ познания мира, причем основной. Будда медитировал несколько дней, чтобы достичь просветления.

Вспомнили Шерлока в самолете? То-то же. Это была классическая медитация, при помощи которой Шерлок решил дело. Не дедукция, а новый способ от "восточного" Шерлока. Заодно теперь мы знаем, как Моффат это сделал.

Эксперимент и вивисекция, о которых нам сказали прямо с экрана, заключается в том, чтобы в первых шести сериях показать события в одном мире, в последних шести - в другом. В дополнительной серии объяснить, как можно от первого мира перейти ко второму. И выбирайте. Вы в запертой комнате, а вами руководит Лила без чувств и правил.

Хочется задать вопрос, а зачем в этом эксперименте использовали чужих и всеми любимых классических героев? И какая все-таки цель преследовалась?

P.S. Если продолжать рассматривать героев как живые идеи (Шерлок - адепт/сансара, Эвр - Лила), то можно порассуждать о Мэри, которая олицетворяет понятие Кармы. С этой точки зрения можно понять, с какой стати этому персонажу дали говорить финальный монолог. Она в той сцене все еще Роль, а Шерлок и Джон уже вернулись в мир людей (возвращение произошло после реставрации квартиры, разнесенной на клочья ветром).

Молли и миссис Хадсон специальных ролей на себе не несут. Они помощники основных "Аватаров" в развитии сюжета, вспомогательные функции. Поэтому с ними ничего и не происходит.

Ребенок - новая очистившаяся Карма героев, именно дочь старой Кармы, заполненной убийствами и нехорошими делами всякими. Если посмотреть Мэри как на Карму, несущую возмездие, то многое проясняется. В том числе и факт ее принятия всеми без исключения персонажами. Мэри как Карма вмещает в себя самое плохое, что было в жизни героев. Убийство за деньги (Джон), работу в качестве агента (Шерлок). Это они должны отработать, видимо так задумано. После чего карма исчезнет и ее место займет новая.

Джон, который в течение всего сериала ничего не понимает, это зритель, которого должен спасти просветившийся адепт. Этот адепт (Шерлок Холмс) в буквальном смысле слова кидает ему веревку спасения.

Квартира на Бейкер-стрит - Нирвана как она есть.

У Майкрофта роль особая - это Наблюдатель. Посланник бога на земле, иными словами (условно, Иисус). Он рядом с адептом, он его контролирует, он вмешивается только тогда, когда считает нужным, и он устраивает ему испытания.

В качестве дополнительного штриха отметим бронзовый цвет лица Шерлока, словно опаленного индийским солнцем...



В конце герои выбежали на белый свет из мрачного серого здания после хождения по кругам ада, лилы и сансары. На здании написано слово, подозрительно напоминающее слово "рожденный". Видимо, это и есть великий Climax, обещанный создателями.

Tags: clueing for looks, Шерлок: 4 сезон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 333 comments