dragon_size (dragon_size) wrote in sherlock_serial,
dragon_size
dragon_size
sherlock_serial

Шерлок: эрос и танатос


Дисклеймер: осторожно, СПГС, романтизация насилия, триггеры, неточные данные.


Нет никакого ада, нет никакой вины. Это может кому-то казаться смешным, но все все равно равны.

М. Леонидов

С самого начала сериала "Шерлок" у меня было четкое ощущение, что то, что мы смотрим, это сказка. Особенно сильным оно стало после "Скандала в Белгравии", где нам показали Шерлока-рыцаря, и "Рейхенбахского падения", финал которого был разыгран как аллюзия на фильм "Небо над Берлином". Затем были два года ожидания третьего сезона, разочарование в третьем сезоне и очень много фанфиков.

И вот в чем дело. Фанфик - это размышление. В значительно большей степени, чем любой другой жанр, потому что фанфик рассматривает героев. Обстоятельства и сюжет в нем играют второстепенную роль. Главное, увидеть, как эти же герои будут вести себя в предлагаемых обстоятельствах. И именно после прочтения одного из фанфиков и написания собственного меня меня посетило прозрение о том, что именно и кого именно мы видим в Шерлоке. Но я никогда не думала, что авторы решатся показать это на экране.

Начну издалека. Третья серия четвертого сезона поразила меня до глубины души. Мне понравилось почти все, что я увидела в Шерринфорде, и даже обертка из подросткового фанфика меня не смутила. Единственное, что мне мешало в сценах в тюрьме, это эпизод с Молли. Во-первых, я никак не могла понять, почему Молли так скрутило из-за просьбы Шерлока сказать о том, что она его любит, а, во-вторых, я не могла взять в толк, почему так скрутило Шерлока. В конце концов, для него не впервой говорить людям то, что они хотят услышать, даже близким ему людям. Тем более, что мы имеем дело со взрослой женщиной, которая не может не относиться к происходящему с определенной долей отстраненности. Не будем забывать, что Молли достаточно устойчива и реалистична, чтобы работать патологоанатомом. Она помогала Шерлоку устроить падение с крыши. Эту женщину могло сломать фальшивое признание? Или желание, чтобы она сама призналась ему? Нет. Тут что-то другое.

А потом я вдруг поняла, что мне нравится эта сцена, и я зависаю на моменте, когда Шерлок, положив на место крышку гроба, проводит по ней рукой ласкающим жестом. И я поняла. Эвр заставила Шерлока не признаться Молли в любви и не выпытать у нее признание в своих чувствах. Она заставила Шерлока заниматься с Молли любовью у всех на глазах. И это объясняет, почему в этот момент, на несколько секунд кажется, что этого Шерлок Эвр не простит. Я думаю, не надо объяснять почему? Потому что ты можешь играть со мной, но ты не имеешь права заставлять меня снимать для тебя порно. Это гадко. И Шерлок разрушил гроб именно потому, что должен был уничтожить то, что сделал. Стереть запись, заменив в головах присутствующих и своей собственной унижение Молли на свое безумие. Эвр дала ему подсказку, - бедная девочка, ничего не знающая о чувствах - "Ты проиграл, чувства всегда мешают тебе думать", - а у него и так к этому моменту накопилось достаточно. И он подменяет одно другим: аффект от унижения, от того, что ему пришлось изнасиловать близкого ему человека на глазах у своего брата и друга, на аффект гнева на себя и свое "неумение" обращаться с чувствами. Шерлок - гений. Но он еще и человек с двумя лицами.

Первое лицо - эрос, - мы увидели в первой серии первого сезона. Яркий, теплый, искренний, сексуальный, соблазняющий. Делающий Джона своим оруженосцем с ноги, просто войдя в комнату. Такой красивый, что захватывает дух. В "Скандале в Белгравии" об это спотыкается Ирен, которая, работая проституткой, об эросе ничего не знает, и считывает естественность Шерлока как неопытность. Потом это пытается использовать Эвр, не зная об эросе и любви вообще ничего, кроме того, что после них пишут красивую музыку.

Но это еще не все. Второе лицо Шерлока - танатос. Смерть, которая всегда рядом с нами и которая очень много знает про убийства, но никогда не убивает. Она просто инструмент, проводник, свидетель. Тот, кто позволяет перейти грань между мирами. Помните, как Салли Донован в первой серии первого сезона говорила Джону, что однажды они будут стоять над трупом, который устроит им Шерлок Холмс? Это типичное представление обывателя о смерти. Другое дело, что Джон видел смерть вблизи и узнал ее сразу. Джон пошел за ней без оглядки, потому что... Эрос и Танатос - две стороны одного и того же.

В первых двух сезонах это звучало в подтексте. А в третьей серии четвертого нас заставили посмотреть этому в лицо. Буквально, в нескольких сценах, которые показывают последовательно. Сначала Эвр предлагает Шерлоку взять пистолет и говорит о том, что нужно убить коменданта. И Шерлок собирается сам сделать это. Это совершенно очевидно, Эвр сразу это поняла и уточнила, что это должен сделать Майкрофт или Джон. И у меня нет никаких сомнений в том, что если бы коменданта убил Шерлок, все было бы иначе. Потому что проводник не причиняет зла. Он просто делает свою работу. Я подчеркиваю, это не имеет отношения к убийству за деньги. Это милосердие. И Шерлок об этом знает. Поэтому ему так трудно передать пистолет Майкрофту или Джону. Он знает, что за этим последует. Он знает, что ему придется стоять и смотреть на то, как мучают ни в чем ни повинного человека. Двух людей. Коменданта и Джона. Трех. Еще есть Майкрофт. Это первое испытание Шерлока и первая сложная сцена для зрителя.

Вторая сцена - Шерлок выносит приговор. И он снова знает, что может это сделать. Не по той причине, по которой думает Эвр. Она хочет унизить его и доказать ему, что он способен на плохие поступки. Она хочет заставить его думать о себе как об убийце. Но она обратилась не к тому человеку. Теперь у Шерлока есть возможность прекратить уродливое представление, и он ее использует. Не его вина, что Эвр пытается еще сильнее надавить на них всех, и ради этого убивает двух других Гарридебов.

Третья сцена самая важная. Потому что здесь мы видим Шерлока в облике танатоса во всей красе. Это особенно хорошо видно по сравнению с тем, как ведет себя в аналогичной ситуации Джон. Я не согласна, что проблема в том, что Джон не палач, а его заставляют казнить коменданта. Проблема в том, что Джон не обладает силой проводника. Того, кто сможет сделать так, чтобы в этой ситуации не было жестокости и унижения, злобы и боли. А только понимание того, что ты можешь полностью доверять человеку перед тобой. Это доверие такого уровня, которого я не видела в кино. Это не история про "Оставь меня и иди дальше, брат!" Это история про готовность провести человека туда, куда большинство людей боятся даже заглядывать. И сделать это так, что у того, кто сидит перед экраном, исчезает страх. Если, конечно, удается не отвести глаза от Шерлока. Катарсис здесь. Все остальное - это движение к эпилогу. И естественно, что Шерлок-человек, которым он становится, едва понимает, что Эвр говорила с Мориарти, без проблем начинает танец со смертью. У него эти вопросы решены давно. Дальше - про принятие и любовь. В сцене в комнате Эвр он одновременно эрос и танатос. Любящий брат и тот, кто говорит, что есть время хоронить мертвецов из прошлого. Однажды Эвр свернула не туда, но всегда можно вернуться. Помоги мне спасти Джона Ватсона. Колодец - это утроба. Я согласна с тем, что мы видим перерождение Джона. Сверху над ним - смерть и любовь, и они наконец-то смогли услышать друг друга в семье Холмсов. Это невероятно красивая история.

Tags: Шерлок: 4 сезон, Шерлок: мнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments