aneitis (aneitis) wrote in sherlock_serial,
aneitis
aneitis
sherlock_serial

"Шерлок" как фанфик

Я согласна с автором этого поста в том, что "Шерлок" - это фанфик.

х

Цитата:
"Автор фанфика берет героев из уже сформированного произведения, с готовыми начальными условиями и тщательно описанными характерами, и перемещает их в новые обстоятельства. Примеры: Шерлок-проститутка, Хан-стоматолог, Майкрофт-ветер. В оригинальном произведении автору обязательно нужно обозначить «границы» текста, то есть, подвести мотивационную базу под все, что делают герои, и показать, как, собственно, они оказались там, где они находятся, – в пространстве и времени и в конкретной точке сюжета. Автору фанфика это не нужно, потому что ему важно сделать акцент не на сюжете, а на героях. Его интересует не то, что происходит, а то, как герои ведут себя в предлагаемых обстоятельствах".

Хорошо известная особенность фанфиков - нарушение логики не только на уровне сюжета, но и на уровне характеров. Это неизбежно уже потому, что волею авторов персонаж помещается в такие обстоятельства, которые маловероятны или даже немыслимы в рамках логики оригинального характера. В противном случаю автору не нужен фанфик - он будет писать пастиш, продолжение приключений героя в духе, заданном оригинальным автором (в данном случае АКД).

Таких пастишей на тему приключений Шерлока Холмса существует великое множество, как литературных, так и телевизионных или кинематографических, в которых авторы досочиняют новые приключения гениального сыщика, оставаясь при этом в рамках характера и жанра, даже если переносят его в другое время.

На мой взгляд, трудно не согласиться с тем, что "Шерлок" 3 и 4 сезона - чистейший фанфик, не имеющий уже практически никакого отношения к оригиналу. Он лишь заимствует из оригинала какие-то детали в качестве дополнительных украшений-завитушек, мастерски обыгрывая их для собственного и зрительского удовольствия.



Чем же тогда был первый сезон? Разве "Шерлок" не был фанфиком с самого начала?

Трудно ответить однозначно. Да, в какой-то мере он с самого начала был фанфиком - но фанфиком, который был близок к пастишу, насколько это возможно в обстоятельствах перенесения действия на сто с лишним лет вперёд. Создатели всячески это подчёркивали и в самом сериале, и в многочисленных интервью, кивая на фильмы с Рэтбоуном как на вдохновляющий пример - их целью было сделать современное воплощение Шерлока Холмса, бережно сохраняя основу и сердце рассказов АКД. Аудитория была очарована новым, хорошо узнаваемым воплощением любимого героя и остроумной игрой с оригиналом.

Однако чем дальше, тем яснее становилось, что шоураннеры несколько лукавили. Их вовсе не интересовала тема "Приключения Шерлока Холмса" - их целью был именно фанфик, игра с персонажем, обусловленная личными интересами фикрайтера. В общем-то, они не слишком скрывали это, ссылаясь на фильм "Частная жизнь Шерлока Холмса" (определённо фанфик) как на другой вдохновивший их образец. После второго сезона они уже открыто заявили тем, кто до сих пор сам этого не понял, что они снимают вовсе не фильм-детектив, а фильм о детективе, и их целью является "развитие персонажей" в нужном им русле, даже если оно имеет мало общего с руслом, заданным АКД. Впрочем, они продолжали настаивать на общности этого русла, дойдя при этом в третьем сезоне до известной по истории с Толкиеном стадии "профессор был неправ, всё было не так".



В четвёртом сезоне эта история достигла своего апогея. Авторы перестали даже притворяться, что их интересует сюжет. Поэтому все обвинения в сюжетных дырах, в общем-то, стали бессмысленными - это оказалось условиями игры. Правда, эти условия никогда не были чётко обозначены, они постепенно проявлялись от сезона к сезону - подразумевалось, что умный зритель должен догадаться об этом, а кто не понял, самдурак (эта позиция авторов также озвучивалась в интервью). Более того, правила игры менялись по ходу дела - в сериале даже есть несколько сцен, отражающих это: зрители, которые думали, что они играют в шахматы, внезапно обнаруживали, что на самом деле с ними играют в "хирургию". В другом случае Мориарти (в роли авторского голоса) раздражённо кричит зрителям, которые, думая, что с ними играют в какую-то сложносочинённую интеллектуальную игру, пытались найти в тексте сериала "ключи" к увязыванию сюжета во что-то логичеки стройное: "Нет никакого ключа, болваны! Все эти цифры ничего не значили, абсолютно ничего. Я знал, что вы купитесь на это. В этом ваша слабость - во всём ищете игру ума".

Игра ума, на которую купились зрители с самого начала, авторов больше не интересовала. Их интересом были эксперименты с характерами, перешедшие в конце концов в настоящую вивисекцию - о чём кричит в финале герой, корчась от боли. К этому моменту логичность персонажей была порушена вслед за логикой сюжета. Причём, как нам объясняют, это такой специальный приём, не баг, а фича. Смысл фанфика - поиграть с героями, проиграть на них собственные проблемы. А что было бы, если... и далее абсолютно любые обстоятельства, вплоть до "Шерлока-проститутки". О какой логике характеров при этом можно говорить? Там рулят кинки и болевые точки автора фанфика. Причём у него всегда найдутся благодарные читатели со сходными кинками и болевыми точками - им плевать на логику, им додали. Именно этим фанфики принципиально отличаются от пастишей, смысл и цель которых - продолжить игру, начатую автором, иногда заполнить какие-то пробелы в повествовании.

Думаю, то, что авторы сериала позаимствовали для своих фанфиков культового героя, любимого многими, сыграло значительную роль в резкой отрицательной реакции на последние сезоны и даже их отторжении. Если бы это были их собственные оригинальные персонажи, зрителям труднее было бы предъявлять им какие-то претензии в том, что они сделали с ними в двух последних сезонах - хотя претензии всё равно были бы, поскольку, как многие замечают, 3 и 4 сезоны являются фанфиками по отношению к двум первым. Но тут уж авторы были бы полностью в своём праве - их герои, что хотят, то с ними и делают.



А теперь к главному.

Всё упирается в отношение к фанфикам. Часть людей относится к ним вполне благосклонно, считая персонажей, созданных другими, общим культурным достоянием. Хочу - беру и играю с ними, как мне нравится. Другие этого не приемлют, считая это своего рода разбоем и изнасилованием любимых персонажей. У каждой из этих двух групп найдётся куча убедительных и не очень аргументов в обоснование своей позиции, но на самом деле логически ни то, ни другое невозможно убедительно обосновать, это вопрос личной этики, внутренних установок, может быть, даже мировоззрения в целом.

Второе - это то, насколько интересы авторов фанфика совпадают с интересами читателей/зрителей. Если говорить о фандоме, в нём есть множество людей, которые всей душой принимают фанфикшн, с огромным интересом его читают или пишут сами. Среди них тоже оказалось много "негативщиков", которым не понравился фанфик Моффиссов, потому что он не попал в их кинки, зато точно угодил в их сквики.

[Прошу прощения у читателей, плохо знакомых с терминологией фанфикшна, но раз уж мы говорим на эту тему, без этих терминов не обойтись.

Кинк - это что-то вроде фетиша, предмет или тема, которая вызывает у человека особое, острое наслаждение на глубоком эмоциональном уровне. Если тебе "попадают в кинк", ты легко прощаешь любые нелогичности, нестыковки, даже неэтичность и аморальность. Кинком может быть всё, что угодно, начиная от элементов внешности (кудри Шерлока, острые скулы) и кончая определёнными темами и сюжетами. Разумеется, самыми сильными кинками являются те, что касаются сексуальных предпочтений - например БДСМ-оттенок в Скандале мощно кинканул тех, кого заводит эта тема. (Этим отчасти объясняется ошеломляющий успех этой серии, помимо прочих её очевидных достоинств - БДСМ-кинки очень распространены. Однако их внезапное использование там, где этого меньше всего ожидает зритель - в сериале о Шерлоке Холмсе, позиционированном как фильм для семейного просмотра - на мой взгляд, является недопустимым, тем более, что это было сделано без всякого предупреждения.)

Сквик - это противоположность кинка, то, от чего тошнит, то есть что-то отвратительное, неприемлемое, болезненное, вызывающее крайне неприятные эмоции и резко отрицательную реакцию вплоть до полного отторжения.

Кинки и сквики очень индивидуальны. То, что для одних является кинком, для других может быть сквиком: например, образ Шерлока-наркомана или та же БДСМ-тематика.]




Видимо, это имеют в виду люди, которым обидно за негативную реакцию на то, что вызвало у них восторг, когда пытаются объяснить этот негатив тем, что "негативщикам" просто показали не то, что они хотели видеть. Возможно, для какой-то части "негативщиков" это верно (радикальные джонлокеры тому яркий пример - им пофиг на всё, кроме ПОЦЕЛУЯ, дай им этот несчастный поцелуй, они бы проглотили на ура любой сюжет или его полное отсутствие). Правда, в этом случае можно вернуть "позитивщикам" их же аргумент, объясняя их восторг всего лишь тем, что им "попали в кинк", а это им вряд ли понравится - свои чувства они всё-таки предпочитают объяснять более возвышенными основаниями.

То же самое можно сказать и оставив в стороне крайние проявления в виде кинков и сквиков - вы хотели детектива, а вам показали "про отношения", вы хотели старых добрых приключений, а вам показали новаторскую психодраму, вы хотели связного сюжета, а вам показали голую метафору. Конечно, так оно и есть, но есть одно но. Странно было бы обвинять авторов, которые с самого начала выбрали определённый жанр, в том, что этот жанр не нравится части зрителей, но лишь при условии, что этот жанр был заявлен в синопсисе с самого начала. Зритель должен знать в общих чертах, что ему собираются показать. Здесь имел место сознательный обман зрителей, которым заявили, что это будет "современная адаптация детективных рассказов АКД", и сначала и предъявили адаптацию, остроумно обыгранную и искусно сплетённую с элементами других жанров, а потом всё более и более решительно начали превращать её в откровенный фанфик, но очень постепенно, интригуя "загадками", которые якобы должны были разъясниться в самом конце, чтобы зритель не сорвался с крючка.

Более того. В фанфикшне ещё чётче, чем в кино, принято уже в шапке честно предупреждать, чего стоит ожидать от этого конкретного фанфика. Специально для этого разработана подробная классификация фанфиков, которую можно посмотреть, например, здесь. Авторы сериала-фанфика грубо нарушили как правила киножанров, так и правила фанфикшна, устроив винегрет из чуть ли не всех возможных видов и жанров. Далеко не все зрители настолько всеядны и готовы переварить эту адскую смесь, и их протесты, недовольство и претензии, которые звучат сегодня повсюду, начиная с личных блогов и кончая статьями в СМИ, вполне справедливы.



Наконец, авторы извратили саму суть оригинальных рассказов АКД и их героя, основой которых было рациональное объяснение любых загадочных событий, даже если они имеют "мистическую" видимость. Начиная с третьего сезона, они стали не только сами отказываться давать такие объяснения для некоторых ключевых моментов, но и исключать возможность для зрителей самостоятельно находить их. В четвёртом сезоне иррациональный характер повествования вылез во всей красе: зритель может найти происходящему какие угодно объяснения - религиозные, мистические, психоаналитические, психоделические, (псевдо)философские - кроме рациональных. "К этому меня жизнь не готовила" ) Самому АКД, при всей его увлечённости религиозной мистикой, хватило вкуса и чувства меры, чтобы воздержаться от введения в рассказы о Шерлоке Холмсе этой весьма специфической составляющей.

Неудивительно, что это вызывало у весьма значительной части зрителей уже не просто недовольство, а полное отторжение. Это касается прежде всего финальной серии, в которой авторы полностью открыли карты. Очень и очень многих зрителей просто выбросило из повествования наружу, и им оставалось только безучастно наблюдать за происходящим на экране, не испытывая никаких эмоций, кроме скуки, вялого недоумения и досады. Невовлечённые просто выключили телевизор или переключились на другие программы, вовлечённые обречённо дождались финала и облегчённо вздохнули, когда всё это наконец закончилось.

И вот этих, весьма многочисленных зрителей автор поста "«Последняя проблема» как фанфик и новелла" ничтоже сумняшеся объявила несуществующими, несмотря на то, что их фандомная часть активно высказывалась всё это время. Это, знаете ли, очень неприятно, когда твои реакции обесценивают настолько, что отказывают тебе в существовании - или, в крайнем случае, соглашаются признать, что такие как ты, может быть, где-то там и существуют, но их количество настолько "исчезающе мало", что их существование можно не принимать во внимание.



Увы, тех, кто остался равнодушен к этой последней серии, было очень и очень много. Меня очень не радует этот факт, как и то, что я сама оказалась в их числе. Я предпочла бы испытывать сильные - или хоть какие-нибудь - эмоции, пусть даже и не всегда приятные, как это было в третьем сезоне. Но этого не случилось. Я осталась в целом равнодушна к тому, что происходило в 4 сезоне, начиная уже с первой серии, за исключением нескольких моментов. Во второй серии была великолепная сцена с Генрихом V и кое-какие эффектные моменты, которые вызвали не столько сопереживание героям, сколько удовольствие от того, как это было сыграно. Отдельно стоит отвратительная сцена с избиением ногами, которая всё-таки пробила на эмоции. Но в финальном эпизоде никаких эмоций не было уже вообще. Я не была "там, внутри" ни единой секунды - все чувства, которые я испытывала в этот момент, относились к авторам и к тому сериалу, в который ты когда-то был настолько вовлечён и которого больше не стало.

И нет, это печальное обстоятельство не означает, что я должна молча повернуться и удалиться, начать смотреть какие-то другие фильмы или заняться чем-то ещё, как это любезно предлагают некоторые неравнодушные. Я открыта для любых мнений и объяснений того, что произошло в 4 сезоне, как и во всех предыдущих - но не к тому, что оспаривают моё право испытывать то, что я испытываю, и открыто заявлять об этом. Потому что я тоже неравнодушна - к тому сериалу, который случился раньше, к его героям и к тем чувствам, которые они у меня вызвали. Я хочу остаться здесь и разобраться во всём, что произошло с ними и со мной. Мой гештальт пока не закрыт.
Tags: Шерлок: мнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments