shamrockrovers (shamrockrovers) wrote in sherlock_serial,
shamrockrovers
shamrockrovers
sherlock_serial

Этюд в деструктивных тонах?

Не вижу для себя смысла копаться в  "Финальной проблеме" и "Обете", которые написаны с использованием символов индуистских воззрений. Эвр и Магнуссен  как олицетворения Игры, везде Лила и Майя (великая иллюзия) .

Зададим себе вопрос. Хоть кто-нибудь из нас воспринял духовные уроки в позитивном ключе? Мы узнали их в лицо, но тронули ли они нашу душу?

Нет. Если бы они тронули, мы бы не изводили себя уговорами и разговорами. Мы бы просто восхищались как один. Но нет.

Потому что Моффат асфальтоукладочным катком проехался по вышеуказанным духовным религиозным ценностям, раздавив их и опустив ниже плинтуса. Сделал он это простым способом, который знают все мало-мальски образованные психологи - доведя основополагающую идею до абсурда и нивелировав тем самым ее значение.

Буддизм. Бодхисаттва берет на себя карму людей рядом с ним. Путь Большой колесницы. Как нам это показали?
Показали так, что все это ужасно раздражает пафосом и нарочитостью. Шерлок дает клятву на свадьбе. В этот момент мне вспомнилось сакраментальное "перед лицом своих товарищей торжественно клянусь!" Эта патетика лезет повсюду. В сцене убийства Магнуссена, которая нам предлагается как великий поступок во имя выполнения клятвы. Шерлок там так пафосен, что зубы сводит, не говоря уже о кошмарном смысле самого поступка. А эта сцена с Майкрофтом "только не в мою смену"? А эта Карма, которая лезет в кадр надо и не надо. Мэри Ватсон играет ничем не примечательная в плане способностей актриса, и она надоедает. Пять минут, когда ее катают в самолете, машине, мотоцикле, на верблюде, на параходе, с черными волосами, с белыми, с длинными, с короткими, в шарфе, без шарфа, в очках, без очков... Этот ее посмертный спам, от которого не спрятаться и не скрыться обычному зрителю. Это ее постоянное присутствие рядом с Джоном. Ну бесит же даже спокойного человека, бесит и этим отторгает.

Индуизм. Идея о том, что в этой жизни мы расплачиваемся за грехи прошлых. Она доведена до абсурда полным стиранием границы между добром и злом. Проиллюстрирую  примером: один человек А убил другого Б, но это не есть хорошо, и не есть плохо. Потому что Б заслужил убийство прошлыми жизнями, в которых он тоже убивал. С А ничего делать не надо, потому что в будущих жизнях его тоже убьют. Получайте и распишитесь: Мэри Морстен. Игра от психиатрического франкенштейна, доведенная до абсурда, вызывает просто оторопь. И где итог? Все потуги Шерлока и жертвы людей оканчиваются ничем. Игра сидит на том же месте, с той же скрипкой, только теперь ее игру слушает вся семья, брат с сестрой импровизируют дуэтом, а мама держит "Британское правительство" за ручку. Это все жутко. Жутко и этим отторгает.

Христианство показано жалким. "Апостол Иоанн" при возвращении своего "Учителя" бьет ему три раза по физиономии до крови. Сцена прощения в пустом вагоне вывернута наизнанку. Прощение "Учитель" вырвал клещами под угрозой лишения жизни, а потом расхохотался в лицо (!). Дурацкая шапка как символ возвращения. Отречение Джона в "Детективе" выглядит, мягко говоря, жестоким. Слова Шерлока на кровати "я не хочу умирать" вызывают желание поднести руку к лицу. Это своеобразный намек "да минет меня чаша сия?" Что касается прощения на Бейкер-стрит в присутствии вездесущей Кармы, это просто издевательство. Это так происходит катарсис в христианстве? Это так Спаситель сходит к спасенному? В угол, в полутьму, с трудом двигая руками? В прошлое (как было верно подмечено в разборе композиции съемки)?? Извините, ребята, у меня было другое представление. Показано все жалко, и этим отторгает.

А эта "Нирвана" в конце? Это разве Нирвана? Даже не смешно. Абсурд из викторианского кресла, пляшущих человечков с приветом от Аба Слени, мертвого викинга, непонятного ребенка, Бенедикта + Мартина + Луизы + Уны с освежителем воздуха в руке на фоне никак не унимающейся Аманды Эббингтон на экране с обрезанной головой. Нирвана тоже вывернута наизнанку.

Моффат, на поверхности, ничего плохого не сказал про ислам и иудаизм. Если сказал, то поправьте, я не знаток.

Если вы думаете, что каток прошелся только по трем мировым религиям, то ошибаетесь. Моффат приложил хорошим кирпичом современную медицину и психотерапию. Нам показали, что а) психотерапевты ни черта не могут, только мотают пациента по кругу, и вообще это просто игра, которая усыпляет разум, б) Шерлоку при любой проблеме помогает "врач для мертвых" патологоанатом, в) у "хорошего врача" Джона амбиции нарочь забивают клятву Гиппократа и гуманизм, г) больница является идеальным местом убийства, д) в Баскервиле ведутся ужасающие опыты над генами и существами. А еще он прошелся по очень модному современному течению решения проблем серийных убийц, основанном на поиске детских психотравм. Американцы обожают мусолить эту тематику.

Моффат извращенно остроумен, и он опять довел все до абсурда, превратив молитву в фарс. Заодно высмеял все возможные штампы кино и телевидения.

В сериале есть места, когда Шерлок, словно озаренный мыслью, произносит ее с эмфазой. Он делает паузу в разговоре с собеседником, а потом обращается словно ко всем нам, донося мысль как очень важную с особой Бенедиктовской магией голоса. Одна из таких фраз "Он (Мориарти) знает обо мне все. Внутри красивой обертки скрывается обман" (не помню дословно, но смысл этот). Еще можно вспомнить высказывание "это все эксперимент, вивисекция".

Возникает закономерный вопрос, что же хотели показать? Можно ли подумать о идее невозвращения (здравствуйте, господин Кастанеда)? Меня любезно навели на рассказ Пелевина "Истклан-Петушки", в котором это объяснено. Куда бы ты ни пошел, все дороги ведут в никуда.

Однако я вижу другую идею. Куда бы ты ни пошел, опираясь на вышеуказанное, придешь к руинам. Что три древние религии, что современная медицина, ничто из перечисленного тебе не поможет. Все пришло к руинам (и даже лично Моффат и сам сериал, по мнению некоторых). Что должен зритель выбрать из четырех вечных сюжетов? Самоубийство бога? Не хочется думать, что мы провели 13 серий у экрана, чтобы придти к тому, что все было хорошо, а потом стало все плохо и вокруг нас полная безысходность. Может, есть что-то еще?

Я пока не пришла к окончательному выводу, но финальный момент выбегания двух мужчин из Кардиффского университета с непонятными буквами на колоннах ясности не вносит. Ясно, что выбежали на белый свет из темного здания, но честно говоря, мне пока неясно, кто их оттуда погнал и куда они понеслись.

Шерлок говорит о том, что все останавливаются на трех, но есть четвертое. В этот момент у него в руках трость с источником света. Полагаю, это намек на эзотерическое "учение А". Про "учение А" я знаю по книжкам, но и этого хватает, чтобы распознать. "Учение А" идет сквозной нитью по всему сериалу, начиная с момента перехода на другую реальность в "Большой игре" (кто читал "Дозоры" Лукьяненко, могут усмотреть аналогию). Появляются цифровые, визуальные намеки, потом и слова. Мистика нарастает до абсурда. Время теряет свою линейность, пространство становится относительным, зазеркалье лезет отовсюду. Но из показанного почти очевидно, что Моффат не продвигает очень популярное на западе "учение А", а так же выбивает его из под ног, как и  другие опоры.

Неужели появится "пятый элемент"?

Очередной вопрос, будет ли еще одна серия? Если она будет, то может быть, нам прояснят дело. Но если никакой скрытой серии нет, придется работать с тем, что есть. "Есть то, что есть", - говорит нам Моффат. В конце концов, у нас еще остался Мориарти.

Tags: Шерлок: мнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 94 comments