dragon_size (dragon_size) wrote in sherlock_serial,
dragon_size
dragon_size
sherlock_serial

Невидимая сестра. У Шерлока все в порядке


Я очень не люблю объяснять обстоятельства и детали художественной реальности с точки зрения бытового правдоподобия, так как считаю, что их нормальность легитимизируется самим обозначением художественной реальности. То есть, рамка "сериала", "романа", "фильма", "рассказа" и так далее, сама по себе дает нам сигнал о том, что то, что мы увидим дальше, - способ поговорить о чем-то, а не конечная цель. Конечно, здорово, когда этот способ доставляет удовольствие и вызывает симпатию, но это уже роскошь. Это доступно только очень талантливым авторам. Тем не менее, примем для начала постулат о том, что художественная реальность обладает свойствами и качествами, которые отличают ее от бытовой реальности. Но это еще не все. Дело в том, что иногда, когда нам достается роскошь в виде хорошего автора, детали художественной реальности оказываются не только похожи на детали бытовой, но и работают внутри нее на замысел режиссера или писателя.

После этого вступления, пожалуйста, посмотрите видео, которое я разместила ниже. Смотреть нужно до конца, даже если вы уже знаете этот эксперимент. После этого идите под кат.


https://vk.com/video-54319214_165799901

Итак, только что мы видели ситуацию, в которой здоровые люди, не обладающие психическими отклонениями или расстройством внимания не замечают появление гориллы прямо у них перед глазами. Более того, те люди, которые уже знают о горилле (такие, как я) часто не замечают, что во время игры из команды людей в черных футболках ушел один игрок. И это еще не все. Во время игры задний фон, на котором происходит действие, меняет цвет с красного на золотой.

Немного сдвигает наши представления о реальности, не так ли?

А теперь о невидимой сестре Холмса и ее невидимом волшебном стекле. Очень многие, и я среди них, при первом просмотре "Последней проблемы" были удивлены тем, что Шерлок, который обычно подмечает все детали, не заметил отсутствие стекла в камере Эвр. Помните, что она говорит Шерлоку, когда тот спрашивает ее, как ей удалось сбежать? Сначала: - Look at me. - а потом - Look at the violin. Понимаете? Как он может увидеть стекло, если смотрит на нее? Более того. В этот момент мы получаем доказательство гениальности Эвр в духе ее способностей к манипулированию. Это классическая ситуация двойного капкана. Человек в экстремальной ситуации получает от важного для себя человека инструкцию, которую у него нет причин не выполнять. "Посмотри на меня". В то же время, эта инструкция-предложение одновременно является инструкцией-запретом: "Не смотри на стекло". В теории Грегори Бейтсона такая ситуация называется ситуацией метакоммуникации. На первом уровне коммуникации человек получает инструкцию-разрешение: - Посмотри на меня. На втором - инструкцию-запрет: - Не смотри на стекло. А на третьем человек получает конфликт между двумя инструкциями, который мешает ему думать и адекватно воспринимать ситуацию. Но и это еще не все. Невидимое стекло - это ведь не только реальное стекло. Это еще и метафора границы, невидимой стены, разделяющей разум и безумие, известное и неизвестное, то, что ты помнишь, и то, что ты забыл. Именно в этот момент Шерлок получает свой первый важный опыт в Шерринфорде. Он в буквальном смысле соприкасается с теми вещами, о которых невозможно рассказать или которые невозможно понять рационально. Их можно только пережить. У него достаточно смелости для этого. Как и для того, чтобы выйти спокойно и свободно из ситуации нападения, которая следует сразу за этой сценой.

Шерлок не стал глупее. Он не стал менее внимательным. Но это первая история, в которой так элегантно и ненавязчиво показана его человечность.

Я аплодирую.


Tags: Шерлок: 4 сезон, Шерлок: мнение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments